И снова про Swap технологии, но уже в грузовом транспорте. И здесь, в, казалось бы, одном из самых консервативных сегментах транспорта, революция уже произошла, но пока что только в Китае. Причём, за этапом революции должен последовать период «укоренения» и «защиты», который в данном случае подразумевает, опять-таки, унификацию и стандартизацию.
Да, для многих до сих пор звучит странно не то, что грузовик-электромобиль, то есть аккумуляторный электрогрузовик, но ещё и Swap технология, применительно к грузовикам. Однако, именно так, именно в этом направлении идёт эволюция, или революция. И это на самом деле естественный процесс.
Про грузовики.
Давайте поразмышляем о том, где применяются грузовики. Тут есть несколько основных сфер — коммунальный транспорт (в основном мусоровозы), транспорт городской и пригородной логистики, строительный транспорт (и спецтранспорт), дальнемагистральная логистика (грузовые фуры, автовозы…). О вот в первых 3-х случаях это не такое уж и большое плечо суточного пробега. По статистическим данным, что я сумел найти, получается, что годовой пробег грузового автомобиля может максимально составлять до 60 000 км. Это получается меньше 170 км. в сутки. Это для авто с внутригородской и пригородной логистики. Для дальнемагистральных машин этот показатель будет плюс ещё 50-70%.
В любом случае, даже при сегодняшних аккумуляторных технологиях, одной зарядки электрогрузовика должно хватать на одну рабочую смену. Но, понятное дело, что «средняя температура по больнице» не отражает реальный расклад. И вот поэтому, чтобы электрогрузовику не стоять несколько часов (минимум 1 час) на зарядной станции (учитывая, что ёмкость тяговой батареи может быть от 300 до 1000 кВт*ч), в Китае полном ходом идёт процесс создания сети Swap станций именно для грузовиков, где тяговая батарея в автоматическом режиме меняется менее чем за 5 минут. А вот здесь, пока что, кто во горазд, так как нет единой стандартизированной системы типоразмера и места установки тягового аккумулятора электрогрузовиков различных автопроизводителей.
Про варианты расположения тяговых батарей в электрогрузовиках.
Сейчас китайские производители грузовиков остановились на трёх основных форм-факторах установки тяговых батарей:
- 1. Вертикальная установка на раме, позади водительской кабины,
- 2. Горизонтальная установка на уровне рамы, симметрично по обеим сторонам, на месте, где ранее располагались баки с топливом,
- 3. «Гибридный» вариант, соединяющий 1-ый и 2-ой варианты на одном шасси.
Про разнообразие реализации Swap технологии для грузовиков.
И у каждого варианта установки тяговой батареи есть два вариант реализации Swap технологии.
В первом варианте, при вертикальной установке на раме, позади водительской кабины, Swap сессия может проходить, либо через поднятие всего блока вверх, а затем в обратном порядке постановка заряженного блока. Есть вариант посегментной, горизонтальной, я бы назвал этот способ «вилочной» замены, если тяговая батарея разделена на «независимые» сегменты.
Во втором варианте также могут использоваться два варианта — либо как легковых электромобилях, с вертикальной заменой, со снятием снизу, либо, опять же, горизонтальная, «вилочная» замена. Кстати, «вилочную», горизонтально-боковой способ замены тягового аккумулятора ещё несколько лет назад предложило руководство гоночной серии DTM, когда анонсировали создание электрического подразделения гонок DTM. Так что это далеко не новый вариант. Просто китайцы его быстрее реализуют.
В третьем случае, можно сказать, универсальном, возможно применение всех описанных выше вариантов.
Про проблему унификации тяговых батарей и Swap станций для грузовиков.
Количество электрогрузовиков, с возможностью применения Swap технологии, сейчас в Китае насчитывает десятки, если не сотни тысяч. И в этом сегменте нет какого-либо одного лидера, как NIO в легковом сегменте. Не создан и Swap Альянс, опять же, по примеру того, что делает NIO. Поэтому в сегменте электрогрузовиков в Китае сейчас ребром встаёт вопрос унификации, к решению которого подключается государство, через профильные министерства.
Предположу, что здесь «точной притяжения» может стать CATL, как производитель батарей и совладелец одной из сетей Swap станций для электрогрузовиков. Процесс стандартизации и унификации со своей стороны начали продвигать китайские правительственные структуры, министерства и агентства.
В частности, в одном из городов до конца 2025 года планируется создать сеть из 60 Swap станций для грузовиков, при этом в районе города должны будут работать около 3 000 электрогрузовиков, исключительно со стандартизированными габаритными размерами и соединительными коннекторами. Пилотные программы по унификации у этой области идут с 2021-ого года в регионах Сычуань, Тяньшань, Хэбэй, и Баотау, Внутренняя Монголия, а их организатором является Министерство промышленности и информационных технологий.
P.S.
Следя за развитием Swap технологии в грузовом транспорте на протяжении предыдущих 3-лет точно, изучив множество материала, я прихожу к одному выводу — Swap технология на 100% станет одной из основных, в том числе, и особенно, в грузовом транспорте. Начало положено в Китае. К этому же процессу со временем присоединяться в Европе, Америке, а далее везде.
И это мы ещё не говорим про водородные или метаноловые варианты генерации в топливных элементах на борту грузовиков. Но этот вариант будет более применим именно к дальнемагистральным вариантам грузовиков.
Так что, водители грузовиков, готовьтесь…морально для начала. В не таком уж и далёком будущем ваша жизнь и работа радикально изменятся. Вы забудете, как страшный сон, как быть по локоть в солярке или масле, ремонтируя свой дизельный грузовик.
Это время не за горами. Грузовой транспорт будет электрифицирован с ещё большей настойчивостью, чем легковой.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!