Многие читатели ЗТС с надеждой следят за судьбой российского автомобильного проекта «E-Neva». Этот проект был рождён в недрах АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“», а непосредственно разрабатывался инженерами питерского АО «Обуховский завод».
Понятно, что с началом СВО, приоритеты оборонных ВКО „Алмаз-Антей“ и Обуховского завода резонно стали далеки от гражданской продукции, коей и был проект «E-Neva». Сейчас оборона на первом месте.
Меня много раз спрашивали читатели про судьбу «E-Neva» в текущих обстоятельствах. И постоянные читатели ЗТС помнят, что ещё несколько месяцев назад, после общения с представителями завода, я написал, что проект не закрыт, по «поставлен на паузу». Что и подтвердит на полях ПМЭФ 2025 вице-премьер России Денис Мантуров.
Денис Мантуров, вице-премьер России: «…Сейчас мы поставили его на паузу, имею в виду приоритетность тех основных задач, которыми сегодня занят «Алмаз-Антей», поэтому на паузе…»

Ну и естественно, никуда не деться от бесноватых хайпожоров, которые тут же наперебой начали голосить, что проект вообще закрыт и не имеет перспектив. Кстати, это лишний раз показывает, кому важны только хайп, и «жаренные» заголовки, а кому истина и развитие страны.
Так есть ли шанс у «E-Neva»?
Даже я, при всём своём оптимизме, не могу дать вам сейчас точного ответа. Однако прошу обратить ваше внимание на два важных момента.
12 июня 2025 года Правительство России приняло постановления № 889, в котором чётко определяется приоритет экологичного транспорта при госзакупках. В данном Постановлении, если перевести его с канцелярита на понятный русский язык, прямо говорится о том, что приоритетом при госзакупках пользуются автомобили, использующие в качестве топлива «сжиженный природный газ», «компримированный природный газ», а также электромобили. Особенно при наличие соответствующей заправочной и зарядной инфраструктуры в конкретных регионах.

Об этом же глава Правительства России Михаил Мишустин говорил на прошедшей 17-ого июня стратегической сессии, главной темой которой было развитии автомобильной промышленности.
А вот самое главное, что вселяет надежду на «разморозку» проекта «E-Neva».
Если мы посмотрим на всё современное российское автомобилестроение, то мы отметим 2 главные вещи – 2 проекта. Это именно проекты, которые разрабатывались с нуля, и их можно называть действительно национальными, российскими проектами.
Это, бесспорно, проект электромобиля «АТОМ». Это первая оригинальная российская разработка полноценной электрической платформы. Да, там есть свои плюсы и минусы, но это пока что единственная национальная электромобильная платформа. И электромобиль «АТОМ», естественно, проходит по всем параметрам, обозначенным в Постановлении №889.
Но ведь там же ещё говорится и про автомобили, использующие «сжиженный природный газ», «компримированный природный газ». Так вот, проект «E-Neva» — это единственный настоящий российский проект, в рамках которого была разработана собственная универсальная платформа, которая может использовать в качестве топлива и сжиженный природный газ, и компримированный природный газ, и водород. А также в этой платформе заложена и полностью электрическая версия.
Подчёркиваю, «E-Neva» изначально проектировалась именно как новая, универсальная платформа.

Это вам не втыкать газовый баллон в багажник или тороидальный баллон в нишу для запаски. Так современные автомобили не делаются, тем более не «втыкают» часть аккумуляторной сборки под капот.
И вот из вышеперечисленных тезисов, я делаю вывод, что у проекта «E-Neva» есть будущее, есть шанс на «разморозку», когда мы после Победы выйдем на путь мирного, гражданского развития. Тогда «Алмаз-Антей» и «Обуховский завод», возможно в партнёрстве с каким-то уже действующим российским автопроизводителем, к примеру с «БАЗ», займутся наконец-таки реализацией столь долгожданного проекта российского электромобиля, автомобиля на водородных топливных элемента, и на СПГ и КПГ, коим и должна была стать «E-Neva».