Starship - прогорел, но не сломлен! Четвёртый старт Starship

Зелёная Точка Старта

Starship – прогорел, но не сломлен! Четвёртый старт Starship – Super Heavy: что получилось у SpaceX и что нет.

Ровно в анонсированное Илоном Маском и SpaceX время состоялся четвёртый тестовый старт системы Starship – Super Heavy. Надо признать, что раз за разом это зрелище всё более захватывающе. А для инженеров космических программ во всём мире, это ещё и огромный источник информации и тем для размышлений. Ведь весь полёт, начиная от подготовки к старту, показывает в прямом эфире. Прогресс по программе “Starship”, который мы наблюдаем от старта к старту, уже в ближайший год-два даст такой разгонный импульс к развитию многоразовых ракетных систем, которого раньше ещё и не было.

"Starship – Super Heavy" - за несколько секунд до 4-ого старта. 06.06.2014 г.
“Starship – Super Heavy” – за несколько секунд до 4-ого старта. 06.06.2014 г.

Как в целом можно описать состоявшийся полёт? Одним словом – невероятный! На самом деле. То, свидетелями чему мы сегодня стали, может послужить отправной точкой в новой истории космонавтики.

Starship – звездолёт из нержавеющей стали.

"Starship – Super Heavy" - зажигание
“Starship – Super Heavy” – зажигание

Четвёртый старт «Starship – Super Heavy» с самого начала заставил поволноваться. Но всё оказалось оправданным и точно, непредсказуемым.

Важные моменты полёта:

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
"Starship – Super Heavy" - один двигатель сразу же после зажигания отключился, но это никак не повлияло на старт...
“Starship – Super Heavy” – один двигатель сразу же после зажигания отключился, но это никак не повлияло на старт…

00:00:00 – Зажигание. Старт.

00:00:04 – отключение на внешнем кольце одного двигателя Raptor, причём, изначально он включился.

00:00:49 – на высоте 72 км разделение Starship – Super Heavy.

00:04:12 – на высоте 109 км отделение от Super Heavy кольца «горячего разделения».

00:07:08 – на высоте 1 км начало включения двигателей РН «Super Heavy» на торможение.

00:07:10 – из 13 двигателе на торможение включилось 12.

00:07:16 – отключение 9 двигателей «внутреннего кольца» РН «Super Heavy». На торможение работают 3 центральных двигателя.

00:07:22 – РН «Super Heavy» на скорости 93 км/ч, с тремя работающими на торможение двигателями Raptor, приводнился в Мексиканском заливе.

00:07:54 – «Starship» поднялся на высоту 146 км и практически достиг орбитальной скорости.

00:07:54 – «Starship» на высоте 150 км, выключены все двигатели.

Где-то на 9-10-ой минуте полёта прерывается трансляция с камер, расположенных на внешней стороне «Starship». При этом, Илон Маск оперативно написал на своей странице в сети «X», что трансляция с внутренних камер продолжается и её наблюдают в ЦУПе.

00:37:45 – восстановление трансляции с камер на внешней стороне «Starship».

А вот с этого момента начинается самое интересное и невероятное. Это даже превосходит то, что мы наблюдали в третьем старте, когда Starship пытался войти в атмосферу, и мы все смогли в режиме реального времени наблюдать, как кораблю погружается в облако плазмы.

В этот раз всё было совсем по-другому. Значительно интереснее, но главное, это даст пищу для размышлений космическим конструкторам во всём мире, потому как то, чему мы стали свидетелями, до этого никто не видел, и не испытывал.

«Starship» – 15 огненных минут противоборства стали и плазмы.

  • 00:45:00 – высота 107 км и «Starship» начинает тормозить от атмосферу на скорости 26 700 км/ч, создавая перед собой облако плазмы.

Ключевое отличие от предыдущего, третьего полёта, заключается в том, что в прошлый раз «Starship» входил в атмосферу, практически в неуправляемом режиме, и автоматика «судорожно» пыталась выправить корабль, чтобы вся «плазменная» нагрузка ложилась на тепловой щит из плиток. Тогда этот не получилось сделать. В этот раз «Starship» входил в атмосферу точно по заданной программе снижения – плавно, держа ровно заданный курс, без рывков и колебаний.

  • 00:55:00 – высота 63 км. Скорость 20 665 км/ч. 10 минут спуска «Starship» с орбиты, в облаке плазмы.
  • 00:57:22 – на высоте 56 км. и скорости 16 496 км/ч начинается прогорание одного из крыльев «Starship».

И это очень важный момент. Вспомните трагедию шаттла «Колумбия». Именно из-за повреждения на старте плиток теплового щита на крыле, уже при возвращении на землю давление плазмы привело к разрушению корабля. Все видели кадры того, как к Земле летят пылающие фрагменты «Колумбии».

Здесь же всё было совсем иначе.

Вероятно, из-за потери части плиток теплового щита на крыле, либо на стыке крыла и корпуса «Starship», началось прогорание. Это было отчётливо видно на трансляции. В какой-то момент можно было подумать, что крыло вообще отвалится, а вслед за этим и сам «Starship». Потеряет управление.

Однако…

Несмотря на «фейерверк», нёсшийся от прогорающего крыла, само крыло не только не отвалилось, но и как было видно на трансляции, сохранило какую-то рабочую площадь своей поверхности и сохранило некий процент работоспособности.

Это действительно невероятно. Температура, скорость, давление, нагрузки… Любой другой летательный аппарат давно бы взорвался, но не «Starship» из нержавеющей стали!

  • 01:04:22 – на высоте 10 км. и скорости 591км/ч прогоревшее крыло работало, выполняя задачу выравнивания корабля.

Последние более-менее чёткие кадры были на высоте 3-х километров от поверхности Индийского океана, и они говорили о том, что несмотря на катастрофические, для других, повреждения, «Starship» опускался в океан в контролируемом режиме. А после, команда «Starship» сообщила, что им удалось даже включить двигатели на торможение. Не понятно удалось ли совершить «флип» манёвр, но чудес и на этом было бы достаточно.

P.S.

Итак, в 4-ом полёте команда SpaceX очень серьёзно продвинулась вперёд. Они смогли приводнить «Super Heavy». Отделение кольца горячего разделения, скорее всего, сыграло позитивную роль, сократив массу на посадке и убрав лишние воздушные вихри в верхней части «Super Heavy».

Получилось провести контролируемый спуск с орбиты «Starship». Причём, прогорание крыла, как показало слабое место, так и показало то, что космический корабль из нержавеющей стали очень живуч, невообразимо живуч.

И Илон Маск об этом сразу же написал:

«…Это говорит о невероятной устойчивости нержавеющей стали к температуре.
Мы будем дополнительно оттачивать наш сплав SX300, чтобы он выдерживал ещё более высокие температуры».

Каждый старт, каждое продвижение на шаг вперёд, даёт море информации, и явственно показывает, что и где нужно доработать.

Не сомневаюсь, что китайские товарищи с ещё большим вниманием следили за данным полётом, и потом разложат его помиллисекундно, чтобы создать свой Старшип.

Не знаю стоит ли поминать по имени тех, кто ещё год назад утверждал, что подобная система не может летать? История их имена не сохранит. А вот имена тех, кто двигает человечество к звёздам, будет помнить очень и очень долго…

P.P.S.

Судя по реакции, Маска в ЦУПе и по последующим записям в сети «X», он весьма, ещё больше, чем в прошлый раз, удовлетворён исходом очередного тестового полёта. Значит, всё идёт по плану.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Добавить комментарий