В конце марта стало известно, что один из крупнейших мировых автопроизводителей, компания Ford, закрывает свои российские заводы и практически полностью покидает российский рынок. Закрываются заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, производство в Елабуге так же под вопросом, но скорее всего, частично может сохранится.
Официально было заявлено, что Форд уходит из России из-за проблем со сбытом своей продукции, что делает нерентабельным продолжение самостоятельного бизнеса в стране.
Да, покупательная способность большинства российских граждан за несколько предыдущих лет упала, и причины этого всем известны и понятны. Но такой производственный комплекс, который был у Форда в России, решал стратегические задачи для автопроизводителя на постсоветском пространстве. До объявления о закрытии заводов уже был налажен экспорт машин российской сборки в некоторые республики бывшего СССР, а так же запчастей и компонентов в Европу.
Так в чём же реальная причина этого процесса?
Первый «звонок», предупреждающий о надвигающихся изменениях, прозвучал ещё в середине января. Тогда стало известно о переговорах, которые прошли на автосалоне в Детройте, между генеральными директорами Volkswagen AG и Ford Motor Company, Гербертом Диссом и Джимом Хакеттом. Обсуждались вопросы сотрудничества между компаниями в области проектирования, производства и продаж коммерческих фургонов и средних пикапов. В частности одном из пунктов договорённостей было расширение совместной работы в сферах электрических транспортных средств, автономных технологий и мобильных сервисов.
Про электромобильную стратегию Volkswagen все уже хорошо знают. А что же в этом плане у Ford? Да, до весны этого года у Форда в электромобильной области было довольно-таки печально, как в плане собственных разработок, так и в производстве.
Но фордовцы не теряли времени зря и «рыли носом землю» в поисках серьёзного и достойного партнёра в электромобильной сфере. И они его нашли.
Второй «звонок», прозвучал в апреле. Мы об этом писали в нашем материале «Ford инвестирует 500 млн.$ в электромобильный стартап Rivian«.
И это на самом деле очень серьёзный и дальновидный шаг. Rivian это быстро развивающаяся компания, с хорошей финансовой и технологической базой, и уже со своим сборочным заводом. При этом, как заявлял глава и создатель Rivian, Роберт Скариндж, платформа, которая является базой для их электрических внедорожников и пикапов, так же может стать основой для электромобилей других компаний, который выразят стремление к сотрудничеству.
Читайте так же «Роберт Скариндж, основатель Rivian Automotive. Похоже, мы видим первого человека, который может бросить вызов Tesla«
И как мы видим, такой компанией стал Ford.
Третий «звонок».
Тут можно сказать, что это уже не звонок, а «бой колокола». 27 июня Ford выпустил пресс-релиз, в котором представил свои европейскую стратегию на ближайшие годы.
Основным посылом пресс-релиза стала мысль о необходимости электрификации модельного ряда. Причём, это не просто декларация, это заявление о глобальной производственной реорганизации на всём европейском пространстве. И вот тут мы возвращаемся к теме закрытия заводов.
Первыми шагами реорганизации старого бизнеса становятся:
- Закрытие моторного завода в Южном Уэльсе
- Закрытие завода трансмиссий Форд Аквитания во Франции
- Закрытие Набережночелнинского, Всеволожского заводов и завода двигателей в Елабуге
- Продажа завода Kechnec Transmission в Словакии
И вот тут всё становится на свои места. До конца 2020 года под «реструктуризацию» подпадут 18 производственных объектов Форда в Европе. Компания избавляется от устаревшего производства, высвобождая ресурсы для создания продукции, основанной на новой идеологии. И это будут гибриды и электромобили.
«Форд сейчас реализует стратегический план глобальной реорганизации компании. Он, конечно, коснётся и нашего европейского производства. Это позволит создать более экономически эффективный бизнес, при этом быть более отзывчивыми к потребностям клиентов», — говорит Стюарт Роули, президент Ford of Europe. «Реализация нашей новой стратегии даёт нам возможность инвестировать и развивать наш ведущий бизнес в сегменте коммерческих автомобилей и предложить клиентам больше электрифицированных автомобилей, внедорожников. Наше будущее коренится в электрификации. Электрификация нашего портфеля даст нашим клиентам больше вариантов транспортных средств, от которых они получат удовольствие от вождения, экономию на «топливе», и это всё будет позитивно сказываться на окружающей среде».
Можно предположить, что Ford, войдя в бизнес Rivian, возьмёт именно их платформу за основу своих будущих электрических коммерческих автомобилей, а так же внедорожников и пикапов, и на европейском рынке это будет происходить в сотрудничестве с Volkswagen. У Форда, скорее всего, нет такого запаса ресурсов как у Volkswagen на трансформацию старых заводов, и поэтому им, видимо, дешевле избавиться от устаревшей производственной базы, и постепенно возводить новую, современную.
И тут конечно так же не обойдётся без Илона Маска, и без Tesla.
Илон не раз говорил, что думает о строительстве европейской Tesla Gigafactory. Уже сейчас Tesla Model 3 становится одним из самых продаваемых в Европе электромобилей, а не за горами Model Y и пикап. Кстати, на базе пикапа, вполне, можно ожидать появления лёгкого коммерческого автомобиля от Tesla.
И совершенно становится ясно, что политика Форда это попытка на дальних подступах побороться с Tesla, заручившись технологиями Rivian и коммерческой сетью концерна Volkswagen.
Что же касается российских заводов Форда, то если бы наша политика была более дружелюбна к электромобильной отрасли, то можно было вполне договориться о трансформации российских заводов под электромобильное производство. Это сохранило бы рабочие места, и дало начало подъёму новой отрасли экономики в стране.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!