После успешного завершения тестового полёта прототипа Starship SN15 многие задались вопросом, а что будет дальше. Прототип Starship SN16 уже находится на финальной стадии сборки в высоком ангаре, но и ресурс 15-шки еще, по всей видимости, не исчерпан. Интриги добавил твит Илона Маска, в котором он написал – «Возможно, скоро попробую переоснастить SN15». То есть нельзя исключать вероятность того, что после детального осмотра и дефектовки SN15 он может быть отправлен в повторный полёт, но уже на большую высоту, километров на 20 минимум. Но это будет возможно, только если его баки, закрылки и двигатели Raptors находятся в безупречном состоянии. При этом рассматриваются и более амбициозные варианты.
Многоразовый SN15
После триумфального, но немного “с огоньком”, приземления Starship SN15 на посадочной площадке Starbase в Бока-Чика, уже через 4 часа инженерные команды SpaceX подошли к прототипу корабля. Позже к нему подогнали гигантский кран, который должен переместить SN15 с посадочной площадки, либо снова на стартовую позицию, либо в ангар, где будут проводиться работы по изучению последствий полёта и приземления для корабля.
Естественно будет проверена структурная целостность корпуса прототипа, его двигателей, и всех трубопроводных топливных систем. Также важно будет изучить насколько чётко справились со своей работой “крошечные” посадочные опоры.
И ещё одним важным элементом являются плитки термозащиты. Как вы уже обратили внимание, на данном этапе плитки термозащиты прикреплены на нескольких сегментах корпуса корабля. Они имеют разный размер, и скорее всего различные варианты крепления к корпусу. По итогу успешного теста SN15 некоторые плитки отвалились, а это значит, что есть что доработать, раз вскрылись столь немаловажные моменты. Мы все помним трагедию шаттла Колумбия, когда именно из-за отсутствия плитки на ребре крыла, отбитой куском центрального бака, при входе в атмосферу корабль потерпел крушение. Так что абсолютно надёжное крепление плиток имеет важнейшее значение при будущем орбитальном полёте прототипа, который может состояться уже этим летом.
Ещё одним моментом, который впервые отрабатывался на SN15, это была передача сигнала и трансляция с борта прототипа через сеть Starlink. Как вы заметили, в этот раз трансляция несколько сбоила. Так что предстоит усилить и этот момент.
Впереди ещё много сюрпризов, от которых станет плохо сторонникам “классического” кораблестроения
Предстоящие старты и обновления могут преподнести множество сюрпризов и неожиданностей. Хотя мы, следящие за развитием космических программ SpaceX, к этому уже привыкли. Илон Маск, и команда инженеров SpaceX, реализуют самые сумасшедшие идеи, на что никто раньше не решался, считая это прожектёрством и фантастикой. Вероятно, что первый орбитальный полёт уже “застолблён” за Starship SN20. То есть помимо уже испытанных трёх “атмосферных” двигателей Raptor, используемых при торможении и посадке, в двигательном отсеке будут установлены три двигателя Raptor для работы в космосе. Также он будет полностью покрыт с одной стороны термозащитной плиткой.
Параллельно ведутся работы по сборке прототипов РН Super Heavy, бустеров BN2 и BN3. И тут не менее важным вопросом остаётся то, как будут садиться бустеры Super Heavy, будут ли их “ловить”, либо они будут вставать на свои опоры. Вопрос пока открыт, и не очень понятен. В начале года поднимался вопрос о создании системы “отлавливания” бустера на финальной стадии приземления. Но для этого нужна огромная башня, с очень прочными и хорошо самортизированными “улавливателями”. И конечно требуется ювелирная точность захода на траекторию приземления самого бустера, хотя эта тема специалистами SpaceX уже хорошо отработана на Фальконах 9. Это весьма нетривиальная задача. И тот, кто её решит, будет гением, достойным Нобелевской премии.
P.S.
Итак, впереди нас ждёт много увлекательного. Конкуренты будут реагировать, кто, как может, и на что способен. Одни будут подавать иски в суды, чтобы затормозить развитие программы Starship, другие будут нанимать армию троллей, чтобы хоть как-то “притушить” успехи компании Илона Маска, хотя бы в информационном поле. Но точно, что никого это не оставит равнодушным.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!