Водород, как топливо, которое используется в транспорте вместо бензина или электричества, дело далеко не новое. Если говорить про нашу страну, то ещё во времена СССР создавались прототипы, того же «Москвича», где водород использовался вместо бензина в обычном ДВС двигателе, а на микроавтобусе РАФ уже тестировали наши первые советские топливные элементы.
Советские эксперименты с водородом в качестве топлива к автомобилям проводились в 70-ые и 80-ые годы. «Москвич 412» с водородным ДВС сделали в 1976 году, а РАФик в 1984 году.
То есть, тогда у нас создавались прототипы того, что внедряется сейчас – водородные топливные элементы, а также переработанные под использование водорода дизельные двигатели для строительного и специального транспорта.
![Москвич 412 с водородным ДВС. 1976 год.](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/vodorodnyj-moskvich-412.jpg?resize=538%2C404&ssl=1)
Однако… Что началось у нас с середины 80-ых, надеюсь, напоминать никому не нужно. Ну, если с памятью всё норм. «Меченный» Горбач, развал СССР, алкоголик Ельцин, развал экономики, производств под либеральные лозунги о рынке и свободной экономике. Инновации тогда уже особо никого не интересовали. Так что, тема водорода у нас надолго заглохла. А ведь мы вполне могли бы быть тут в технологических лидерах.
![РАФ с водородными топливными элементами. 1984 год.](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/vodorodnyj-raf.jpeg?resize=784%2C510&ssl=1)
Новая эра водорода.
И вот, настал 2025-ый год. Позади 1-ая четверть 21-ого века. И водород уже стал фактором современного развития транспортной сферы. Да, он пока даже в статистике топливного баланса где-то на уровне статистической погрешности. Но уже сейчас автомобили, грузовики, электробусы, и даже железнодорожные локомотивы с применением водородных топливных элементов производятся вполне себе серийно. Ладно, пусть, мелкосерийно. Но это уже зрелая технология, имеющая коммерческое применение.
Ранее мы рассказывали вам про развитие водородной темы в сегменте грузового транспорта. Тут, опять же, лидирует Китай. Япония, Корея, Европа и США в догоняющих.
А что по деньгам?
Вопрос экологичности транспорта, конечно, немаловажный, но также важно, чтобы новый вид топлива был экономически оправдан. А вот с этим сейчас дела обстоят неоднозначно. По крайней мере в Европе, где из-за свой безрассудной политики программы по производству «зелёного» водорода находятся под угрозой. Но даже сейчас в Европе рынок водородного топлива весьма разнообразен, по ценам. В Китае всё проще и понятнее.
А теперь к конкретным цифрам.
Для начала посмотрим сколько стоит 1 кг водородного топлива в Европе. Да, водород на водородных заправках продаётся именно на килограммы, а не на литры или кубометры. И тут обращу ваше внимание, что цена за 1 кг. Водорода в Европе очень сильно разнится, так как важно какой энергоресурс используется для его получения.
![карта действующих, и готовящихся к открытию, ВЗС (водородных заправочных станций) в Евросоюзе](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/screenshot-h2.live-2025-01-10-21-27-20-709.png?resize=855%2C510&ssl=1)
Итак, к ценам па водород на заправках в Европе (и тут же будем переводить это в рубли):
- Бельгия — 9.99 €/ кг — 1 051,06 ₽,
- Германия — 19.25 €/ кг — 2 025,31 ₽,
- Германия (Берлин) — 15.05 €/ кг — 1 583,42 ₽,
- Германия (Франкфурт-на-Майне) — 12.85 €/ кг — 1 345,10 ₽,
- Франция — 18.66 €/ кг — 1 963,23 ₽,
- Австрия — 23.99 €/ кг — 2 524,01 ₽,
- Швеция — 90.00 SEK/ кг — 823,63 ₽,
- Польша — 69.00 PLN / кг — 1 698,70 ₽,
- Чехия — 499.00 CZK / кг — 2 090,52 ₽.
Как вы видите, даже внутри самого Евросоюза цена за 1 кг водородного топлива сейчас разнится в 2 раза. Дешевле всего он стоит в Швеции и Бельгии, а дороже всего в Австрии.
А что в Китае?
![Новая водородная заправочная станция в Китае](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/wechat-screenshot_20250111000601.png?resize=900%2C617&ssl=1)
В Китае цена 1 кг. водорода составляет примерно 30 元/кг – 410 ₽. И это субсидированная государством цена на водородных заправках. Без субсидии цена составляет примерно 50 元/кг — 684 ₽. Это усреднённые цены. В целом по Китаю цена за 1 кг водорода на заправках разных сетей может варьироваться от 20 元 до 80 元, то есть от 273,73 ₽ до 1 094,93 ₽.
Как вы видите, в Китае цена ха 1 кг. водорода, учитывая госсубсидию, в основном, практически в 2 раза ниже, чем самой дешёвой по этому показателю Швеции.
![основным потребителем водородного топлива в Китае являются электробусы и тяжёлые грузовики.](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/image_20250111001221.jpg?resize=640%2C379&ssl=1)
Но тут важно не только сам показатель цены, как таковой, но также то, сколько можно проехать на том же 1-ом килограмме водородного топлива, и ещё посчитать стоимость эксплуатации.
Вот как это считают сами китайцы:
«…Если взять в качестве примера 5-местный бензиновый автомобиль, электрический автомобиль, и автомобиль на водородных топливных элементах, то бензиновый автомобиль на 100 км потребляет около 7 л, цена бензина составляет около 7,7 元/л (105 ₽), а стоимость эксплуатации на 100 км составляет около 53,9 元 (737 ₽).
Электромобили потребляют около 13 кВт*ч электроэнергии на 100 км, цена электроэнергии для жителей составляет около 0,55 元/ кВт*ч (7,53 ₽), а стоимость эксплуатации на 100 км составляет около 7,2 元 (98 ₽).
Автомобили на водородных топливных элементах потребляют около 1 кг водорода на 100 километров, если эксплуатационные расходы сопоставимы с бензиновыми автомобилями, цена на водород составит 53,9 元/ кг (737,71 ₽)…»
!["танки" водородовозов в Китае](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/image_20250111001240.jpg?resize=640%2C360&ssl=1)
Кстати, тут вы можете увидеть причину того, что именно аккумуляторные электромобили в Китае раз за разом бьют рекорды по продажам. Всё дело в цене на электроэнергию. Благодаря более низким ценам на электроэнергию в Китае (около одной трети в Японии и одной пятой в Германии), чисто электрические автомобили используются огромным преимуществом и популярностью.
Но, если резюмировать по Китаю, то мы получаем, что водородные автомобили по своим затратам сопоставимы с бензиновыми и дизельными. Но, выигрывают по деньгам всё равно «электрички».
На рынке легковых автомобилей с водородными топливными элементами сейчас наиболее распространены Honda CR-V e:FCEV, Toyota Mirai, Hyundai NEXO, Honda Clarity Fuel Cell, Audi H-Tron Quattro, Chevrolet Colorado ZH2, Mercedes-Benz GLC F-Cell, Nissan X-Trail.
![Надо понимать, что автомобиль с водородными топливными элементами, это, по сути, тот же электромобиль, только помимо батареи, которую можно подзаряжать, на борту есть и водородный генератор.](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/screenshot-www.bmw_.com-2025-01-10-20-53-13-972.png?resize=1024%2C575&ssl=1)
Что тут по цифрам пробега на одной заправке? К примеру, Hyundai Nexo на баке на 6,3 кг проходит 666 км. Пробег концептуального BMW IX5 на 6 кг водорода должен будет составить до 504 км. Toyota Mirai на 646 или 574 км пробега, в зависимости от версии, тратит 5.6 кг. водорода, хранящихся в 3-х ёмкостях. Пробег Mercedes-Benz GLC F-CELL на 4,4 кг водорода заявлен на уровне 437 км, плюс ещё 49 км в чисто аккумуляторном режиме. Тут расход топлива в смешанном режиме (водород/аккумулятор) объявлен на уровне 0,34 кг/100 км. И эта цифра кажется очень и очень экономной.
А теперь по европейским деньгам. Получается, что в Евросоюзе заправка Hyundai Nexo обойдётся в пределах от 5 189 до 15 901 руб. Тоже самое примерно будет и на BMW, Toyota. А вот «гибридный» водородно-аккумуляторный Mercedes-Benz кажется самым вменяемым – от 3 623,97 до 11 105 руб. Конечно, если заправляться в Швеции, а не в Австрии.
![«гибридный» водородно-аккумуляторный Mercedes-Benz](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2025/01/mercedes-benz-glc-f-cell.jpg?resize=880%2C586&ssl=1)
И если брать для сравнения среднестатистический электромобиль, который потребляет примерно 16 кВт*ч/100 км, проезжающий примерно такой же диапазон, что и Mercedes-Benz GLC F-CELL, а именно суммарно примерно 486 км, то… Пусть это будет, к примеру, Evolute i-Sky, проезжающий более 500 на батарейке в 85,9 кВт*ч. То тут в «электричке» закачать энергии под завязку сейчас обойдётся у нас в России примерно в 1 718 руб. Заряжаясь именно на быстрой, коммерческой зарядке.
Бензиновый автомобиль заправить на такой пробег сейчас у нас обойдётся примерно минимум в 2 013 руб.
Из всей потока этой цифири получается, что современные водородные автомобили по стоимости топлива сопоставимы или чуть выше классических ДВС авто, а и те, и другие, в любом случае уступают аккумуляторным электромобилям. Электричество можно найти от обычной розетки по ночному тарифу, а вот бензин, дизель, и тем более водород по «ночному тарифу» вы нигде и никогда не найдёте.
P.S.
Делая вывод из всего вышеизложенного, я сохраняю своё убеждение, что водород заменит дизель в тяжёлом и специальном транспорте, но никогда не сможет конкурировать в легковом сегменте с аккумуляторными электромобилями.
Также приведённые выше цифры доказывают верность моего мнения, что самым глупым в Европе оказалось правительство Германии. Тут, что называется, тяжёлый случай. О чём, кстати, говорит и Илон Маск, агитируя за «АдГ».
Водород может и будет экономически выгоднее дизеля и бензина, только если подходить комплексно и в здравом рассудке к политике и экономике, как это мы видим в том же Китае.
Ну а у нас в России и водорода большое будущее, и с точки зрения его производства, и его применения. Здесь у нас Сахалин как «витрина» создания всей необходимой экосистемы. Продолжаем следить и изучать водородную тему. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наш ТГ-канал, и если вам понравилась статья, то можете также оценить её здесь, своим рублём.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!