В комментариях к статьям на тему водородной энергетики и транспорта некоторые задают вопрос, а сколько же стоит водород для электромобилей с водородными топливными элементами (FCEV). И у нас есть ответ на этот вопрос.
Но, для начала, нужно понимать, что на сегодня выпуск легковых FCEV очень ограничен, и их доля на рынке настолько мала, что её можно описать величиной ниже статистической погрешности. Всё-таки, и это абсолютно объективно, так как покупатели «голосуют» своим кошельком, выбор производителей и покупателей — это именно аккумуляторные электромобили. И если вы читаете наши новости, то уже давно даже сами смогли бы прийти к выводу, что в будущем водородное топливо будет применяться в основном в тяжёлом транспорте — грузовики, морские суда, авиация, общественный и железнодорожный транспорт.
Но при этом всём автопроизводители всё же выпускают немного водородных легковых электромобилей — Toyota Mirai, Honda Clarity, Hyundai Nexo. «Балуются» в этом направлении также BMW, Mercedes-Benz и некоторые другие.
Так сколько же стоит литр водорода?
Во-первых, объём продаваемого водорода измеряется не в литрах, а в килограммах. Во-вторых, в отличии от бензина, дизеля, или газа, у которых есть устойчивый рынок, сложившийся практически столетием их использования в качестве топлива, у водорода пока такого рынка нет. Отсюда следует, что цена за 1 кг водородного топлива везде разная, и зависит она сейчас от объёмов и способов его производства той или иной компанией, в той или иной стране.
К примеру, на водородозаправочных станциях компании ITM Motive, о которой мы рассказывали вчера, 1 кг водорода стоит 12£ — 1232,54 руб. Согласен, заоблачная цена. Но не торопитесь делать выводы. Давайте дойдём до конца… В Европе, точнее на всех общественных заправочных станциях сети H2 в Германии цена за 1 кг водорода составляет уже 9,50 € — 831,89 руб. Согласитесь, это значительно ниже, чем в Великобритании. За океаном, в США, 1 кг водорода сегодня обойдётся примерно в 28$ — 2076 руб. Дороже даже дорогой Британии.
При этом надо знать, что автомобиль на топливных элементах потребляет около одного килограмма водорода на 100 км пробега. И если сегодня цена 95-ого бензина в Германии составляет 1,546 €, а на 100 км пробега в среднем расходуется 7 литров бензина, то цена 100 км пробега получается в Евро 10,822 €. То есть тут мы видим практически паритет в ценах — 9,50 € против 10,822 € за 100 км пробега.
Помимо цены самого FCEV автомобиля и цены за водородное топливо, есть и прочие эксплуатационные расходы. Они будут примерно сопоставимы с расходами на обычный электромобиль, за исключением того, что на FCEV очень маленький аккумулятор. К примеру, на Toyota Mirai он всего лишь 1,24 кВт*ч, и, по сути, играет роль буфера или аварийного накопителя. Сам процесс заправки очень прост и похож на заправку автомобиля бензином или дизельным топливом. Тут есть два «стандарта» давления, при котором водород подаётся в бак — 50 бар (35 MPa), и 700 бар (70 MPa). В среднем этот процесс занимает примерно 3 минуты.
Итак, мы ответил на вопрос почём водородица для народа. Но окончательная ли это цена? Конечно же, нет. Этот рынок находится только в самой начальной стадии своего развития. Это видно даже по количеству работающих в Европе водородных заправок. По сравнению с сетью зарядных станций для электромобилей, их просто мизер. Та же ситуация и производителями и объёмом производства водорода. Спрос на водородное топливо будет расти с каждым годом, будет расти и предложение на рынке. В наших материалах вы уже читали, что водородной темой занялся Росатом, есть такие проекты и у компании Газпром. Недавно даже прошла информация, что по ветке «Северного потока-2» со временем могут перегонять даже водород.
Уже сегодня некоторые эксперты дают прогнозы, что во второй половине текущего десятилетия цена за 1 кг водорода может упасть до 4,74 €, то есть практически вдвое ниже сегодняшнего показателя. И как вы поняли из расчётов выше, это будет уже не только экологически и энергетически выгодней, но экономически эффективнее традиционного углеводородного топлива. И опять же, водородное топливо в будущем будет потребляться в основном тяжёлым, грузовым и коммерческим транспортом. А личные FCEV, полагаю, всё так же и останутся в объёме статистической погрешности.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!