Сегодня ночью, по московскому времени, SpaceX сделало большой шаг вперёд в развитии своего проекта Starship. Испытательное изделие под порядковым номером SN10 успешно отработало практически всю программу тестового полёта и приземления. Практически, но не полностью. Первый раз совершив успешную посадку, Starship SN10 через 14 минут после неё всё же взорвался. Почему это произошло?
На посадку
После огненных посадок Starship SN8 и SN9 было принято решение перед посадкой включать все три двигателя, и это принесло ожидаемый результат. Starship SN10, заходя на точку приземления, включил все три двигателя, что способствовало гашению скорости, стабилизации корабля, и выход на приземление с расчётной скоростью. Однако тут есть тонкий момент. В последние секунды перед приземлением, на посадку работал только один Raptor, и вероятно, что для такого корабля как Starship этого недостаточно. Выпустив шесть посадочных опор, корабль после касания площадки всё же немного «подпрыгнул».
А это значит, что посадочной тяги не хватило самую малость, чтобы сесть без «приключений». Посадочные опоры явно не рассчитаны на такие «прыжки» и нагрузки, и вероятно, что после «прыжка» одна или две опоры подломились. На фото видно, что корабль стоит с некоторым наклоном.
Эта нерасчётная ситуация, вероятно, привела к смещению, деформации, и повреждению некоторых топливопроводных систем, и системы автоматического пожаротушения, а также механической деформации топливного бака. На фото, которое показывает развитие ситуации за секунду до взрыва, отчётливо видно, что пламя выходит из трещины в корпусе, а районе топливного бака. Видно, что одно из «крыльев» оторвано от своего верхнего крепления. Между его кормовой юбкой и бетонной площадкой оставалось слишком мало места, чтобы пожарные гидранты смогли бы достать и потушить огонь, который, скорее всего, продолжал гореть внутри двигательного отсека. Также, скорее всего из-за перепадов внутреннего давления, за секунды до взрыва произошла деформация носового конуса.
Рискну предположить, что посадка на одном двигателе не совсем оптимальна, так как даёт значительные нагрузки на посадочные опоры. Сами опоры также слишком маленькие и слабые, и скорее всего они будут переделаны на одном из следующих тестовых Starship
Итог
Независимо от случившегося, полёт и посадка Starship SN10 это, безусловно, шаг вперёд. Шаг к Луне, и Марсу. Двигатели Raptor становятся надёжнее, отрабатывается флип-манёвр, и заход на посадку. И SN10 всё же сел. Обнаружено ещё несколько слабых мест, которые будут учтены и без сомнения в эти узлы будут внесены изменения. Прежде всего, это прочность и надёжность посадочных опор, и системы внутреннего автоматического пожаротушения. Процесс идёт.
Главный инженер по интеграции SpaceX Джон Инспрукер, «Третий раз — это очарование, как говорится, мы успешно мягко приземлились на посадочной площадке. У техасской команды есть еще несколько суборбитальных испытательных машин, и Starship под номером 11 готов к доставке на площадку в самом ближайшем будущем»
Памяти Starship SN10
Основатель SpaceX Илон Маск, «Starship SN10 приземлился целым! Команда SpaceX делает отличную работу! Однажды истинной мерой успеха станет то, что полеты Starship станут обычным делом… …RIP SN10, достойное увольнение». В конце это шутка юмора )))
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!