Почему необходимо ускоренным темпом развивать в России
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Почему необходимо ускоренным темпом развивать в России производство водорода

Происходящие сейчас в мире события стёрли границы между экономикой и политикой. По крайней мере некоторые думали, что эти границы есть, что «рыночек порешает». Всё взаимосвязано — экономика, политика, идеология. Так что спор о «базисе и надстройке» по-прежнему актуален. И так получается, что происходящие во всех сферах тектонические изменения являются частью процесса перехода к 6-ому технологическому укладу. И неотъемлемой частью этого нового технологического уклада станут водородные технологии.

Водород - энергетика и транспорт ближайшего будущего
Водород — энергетика и транспорт ближайшего будущего

Споры насчёт водорода по-прежнему где-то ещё имеют место быть, но их, обычно, инициируют либо те, кто лоббирует исключительно аккумуляторные технологии, либо те, кто не хочет или не может подстроиться под новые технологические направления. Это примерно, как ещё несколько лет назад адепты ДВС и нефти кричали, что электромобили это всё баловство и несерьёзно, платя при этом записным экспертам, чтобы те продвигали эти мысли чуть ли не из каждого утюга. Ну и где сейчас эти эксперты и их мантры? Тоже самое и с водородной темой. И как в электромобильной сфере, здесь несомненным лидером становится Китай.

Sinopec - производство H2 и СЭС. Почему необходимо ускоренным темпом развивать в России производство водорода
Sinopec — производство H2 и СЭС. Почему необходимо ускоренным темпом развивать в России производство водорода

Находящийся сейчас в Китае, по сути, в стадии зарождения сектор «зелёного водорода» уже имеет серьёзные технологические преимущества. Производством водорода и электролизёров заняты такие компании как Sinopec, PERIC Hydrogen Technologies, Cockerill Jingli Hydrogen, Shandong Saikesaisi, Sungrow Power Supply, Tianjin Mainland Hydrogen Equipment, SOE Jingneng и другие. Если раньше, ещё год назад, говоря про подобную индустрию на западе мы говорили про 2-3 компании, где «первую скрипку» играла компания Cummins, то в Китае это уже как минимум десяток крупных компаний. Причём в Поднебесной это уже настоящая отрасль, где есть производители электролизного оборудования, есть энергетические компании (оффшорные ветропарки, солнечные электростанции) его применяющие для производства водорода, есть уже водородозаправочные сети, и естественно есть транспорт (водоробусы, грузовики), использующий водород как энергоноситель. И конечно всё это развивается при значительной государственной поддержке, и в рамках реализации программы по обезуглероживанию транспорта и энергетики страны.

китайская станция производства водорода с помощью электролиза
китайская станция производства водорода с помощью электролиза

Согласно анализу программ по развитию водородной отрасти в Китае, к середине этого века на водород там будет приходиться 10-12% потребления энергоресурсов. Доля китайского водорода на мировом рынке может превысить долю в 20%.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram
Водородозаправочная станция (ВЗС) в Китае
Водородозаправочная станция (ВЗС) в Китае

Уже сегодня китайские мощности по производству водорода позволяют «выдавать на гора» 33 млн. тонн. В этой цифре сегодня, конечно, есть все «цвета» водорода — серый (из бурого угля), синий (из природного газа), и зелёный (электролизный из воды). Однако в планах китайского правительства сделать производство водорода к 2060 году исключительно углеродонейтральным. И главным пунктом на этом пути является именно наращивание электролизных мощностей. В официальных планах значится достижение к 2030 году уровня мощностей по электролизу до 38 ГВт, против 1-ого ГВт на сегодняшний день. Среди провинций даже разгорается «коммунистическое соревнование» кто больше сможет произвести чистого 1-ого элемента Периодической таблицы. Внутренняя Монголия взяла на себя обязательство к 2025 году выйти на уровень производства полумиллиона тонн «зелёного» водорода в год. Понятно, что во Внутренней Монголии нет морей и соответственно оффшорных ветропарков. Здесь энергия для электролиза будет браться от солнечных и ветровых электростанций общей мощностью 2,2 ГВт. Следом в этом соревновании идут провинции Хэбэй и Сычуань.

В Китае ВЗС (водородозаправочная станция) это обычное дел
В Китае ВЗС (водородозаправочная станция) это обычное дел

И здесь европейские эксперты вновь начинают бить тревогу по поводу растущей доли Китая в водородной сфере. Несколько лет назад Еврокомиссия постановила, что в Европе возможно будет использовать только «углеродонейтральные» аккумуляторы для производства электромобилей и в СНЭ. В немалой степени это было сделано в качестве борьбы с китайскими производителями аккумуляторов. Китайцы вышли из этого положения, заложив строительство нескольких аккумуляторных заводов в самой Европе, где их энергообеспечение уже забота самой Европы. Потом прошла информация, что западные автопроизводители решили «обезопасить» себя от влияния китайских комплектующих, а Япония от китайского сырья.

в печально известной Фукусиме японцы построили завод во производству водорода, используя энергию от солнечной электростанции - Fukushima Hydrogen Energy Research Field (FH2R).
в печально известной Фукусиме японцы построили завод во производству водорода, используя энергию от солнечной электростанции — Fukushima Hydrogen Energy Research Field (FH2R).

И вот та же история может повториться с водородом. Евроэксперты начинают двигать вопрос об «опасности» китайского водорода, путь и «зелёного», что он, как минимум, может ослабить позиции европейских и в целом западных производителей оборудования и самого водорода.

А что Россия?

Понятно, что «водородная» гонка будет подстёгивать развитие всех технологий, где будет использоваться водород в качестве энергоносителя. И список этих отраслей вполне себе внушительный — это водоробусы, коммерческий и грузовой транспорт (замена дизеля), железнодорожный транспорт (вместо тепловозов), авиация (замена авиационного керосина), в металлургии (замена угля), а также при производстве строительных смесей и материалов.

И планомерный рост водородного сектора, вместе с электромобильным, будет год за годом сокращать объёмы потребления углеводородов и угля.

И вот здесь нашему российскому Правительству и технологически, и энергетическим компаниям пора уже сегодня вплотную заняться решением вопросов собственной разработки электролизного оборудования (китайцы нам тут не союзники, а конкуренты), и естественно наращивать объёмы производства самого водорода. Он через 15-20 лет станет таким же экспортным продуктом, каким сегодня является СПГ. И конечно, как мы видим на примере развития электромобильного сектора, развитие водородного направления станет локомотивом для создания новых технологий, техники (в том числе и двойного назначения) и производств.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

У портала "Зелёная Точка Старта" нет платной подписки. Но это журналистская работа, которая тоже требует много времени, напряжённой работы и денег. Вот почему мы просим вас поддержать нас. Пожалуйста, используйте кнопку ниже, чтобы внести свой вклад в ИАП "Зелёная Точка Старта". Сумму вы можете заполнить сами, по усмотрению.
%d такие блоггеры, как: