Наконец-то, дождались пит-буст! Гонка «Formula E», по-настоящему становится «полигоном» для испытания технологий. Уже на следующем этапе электрической гоночной серии «Formula E» в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) мы впервые увидим, давно обещанный, пит-стоп на дозарядку гоночного болида – «PIT BOOST».
Раньше, несколько лет назад, в гонках серии «Formula 1» в течении нескольких сезонов присутствовал элемент дозаправки гоночного болида на пит-стопе. Но давайте говорить откровенно, тогда этот функционал не носил какой-либо смысловой нагрузки, точнее, тестирования какой-либо революционной технологии. Это было просто элементом шоу, техническим элементом, который позволял создавать в гонке большую вариативность событий, реализовывать различные тактические приёмы.
Ну, и это, конечно, прибавляло зрелищности. Кроме тех пилотов и техников, кому не повезло внезапно оказаться в факеле горящего бензина, в случае нештатного проведения дозаправки.
Что даёт Пит-Буст (PIT BOOST).

С электрическим пит-стопом «PIT BOOST» дело обстоит куда как интереснее.
PIT BOOST, несомненно, прибавит зрелищности и драйва формульной гонке электромобилей. Позволит гонщикам уже на заморачиваться на тему экономии энергии, особенно когда под конец гонки они ехали на «последних электронах» в батарее.

Но самое важное в пит-бусте, это как раз испытания технических новаций. Пит-стоп на пит-буст будет представлять собой 30-секундную остановку на пит-лейне, во время которой будет осуществляться подзарядка болида «Formula E» мощностью 600 кВт. За это время в тяговую батарею болида должно быть «дозакачено» примерно 3,85 кВт*ч электроэнергии или около 10% от её ёмкости.
Это станет обязательным элементом гонки.

Самое главное здесь именно 600-киловаттная мощность зарядки! Какие у нас в основном сейчас распространены мощности на зарядных станциях, если говорить про DC? 60, 120, 150 киловатт. Уже появляются и 240-киловаттные станции. В Норвегии уже ставят 300-ки. В Китае, там понятно, они впереди планеты всей, но и у них пока 600-ки не слишком распространены.

Зарядка таким током это вам не шуточки. Даже 30-секундный пит-буст на такой мощности это испытание для силовой электроники, как самой зарядной станции, так и болида. Также это «стресс-тест» для тяговой батареи. Принято считать, ну и это на самом деле так, что быстрая зарядка негативно влияет на долговечность батареи. По крайней мере тех химий, что используются сейчас.
Следовательно, можно ожидать что в регламенте FIA, по аналогии с «Formula 1», где регламентируется сколько гонок должен провести один двигатель, в «Formula E» сделают аналогично для блока тягового аккумулятора. Следовательно, можно ожидать совместную работу с разработчиками элементов и батарей по повышению надёжности батарей, их долговечности, по эффективности температурного режима.
То есть это будет невидимая болельщикам большая работа, часть которой, в итоге, будет применена уже в обычных, серийных электромобилях. А впервые мы увидим, как это работает на следующем этапе гонок в Джидде, в Саудовской Аравии с 14 по 15 февраля 2025 года.

Альберто Лонго, соучредитель и главный директор по чемпионату Формулы E, сказал: «После обширного процесса тестирования и моделирования мы рады, наконец, представить миру эту технологию, которая меняет правила игры. Это одно из самых амбициозных и впечатляющих дополнений не только к нашей серии, но и к современному автоспорту. PIT BOOST бросит вызов как командам, так и гонщикам, чтобы они принимали решения с высокими ставками под сильным давлением. Возможность драматических обгонов, неожиданных поворотов и человеческая изобретательность повысят волнение наших болельщиков и продемонстрируют «Formula E» и неустанное стремление FIA к инновациям. Как серия, созданная для улучшения переноса технологий с гоночной трассы на дорогу, она знаменует собой шаг вперед для потребительских автомобилей и будущий потенциал производительности электромобилей».
Ну вот, собственно, о том, о чём я написал выше, сказал и Альберто Лонго. И если в «классической» «Formula 1» уже вряд ли можно что-то сильно новое придумать, даже их нынешняя гибридная система уже не сильно впечатляет, то в электрической серии ещё очень большое поле для новаций.
И пит-буст не первая новация в текущем сезоне «Formula E». Есть и ещё одна, о которой знают все владельцы электромобилей, и во что не очень верят те, кто «воротит нос» от «электричек». А я эту «новацию» сразу испытал на своём первом тест-драйве ещё пару лет назад, и тогда некоторое даже усомнились, что такое реально возможно.
Но об этом в следующем материале…
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!