Автомобиль, каким бы «умным» он ни был, в том числе и Xiaomi SU7, это всего лишь автомобиль. А главным «умным» должен быть его водитель. Ведь он отвечает, и за себя, и за своих пассажиров, и за окружающих. И не надо путать «автопилот» и «ассистентами»!
29-ого марта в Китае произошло происшествие с электромобилем Xiaomi SU7, в результате которого автомобиль был ликвидирован, и восстановлению не подлежит. Ну, то есть полностью. Он сгорел.
Так что же, и почему это случилось?
В Китае это происшествие вызвало бурную реакцию. Ведь это первый подобный случай именно с Xiaomi SU7. Причём, в ДТП погибли три студентки колледжа, одна из которых находилась за рулём. И поэтому внимание к причинам произошедшего очень пристальное. Разбирается всё, до миллисекунд.

Тут важно помнить, что современные автомобили, электромобили постоянно записывают метаданные своего состояния. Это, своего рода, виртуальный, облачный «чёрный ящик». И тут уже ничего не выдумаешь. Всё записано. Оцифровываются все действия водителя, дорожная ситуация, всё параметры.
Xiaomi SU7 на ночном шоссе — хроника…
Вот что показывают данные «чёрного ящика»:
29 марта — 22:27:17 Активация NOA, скорость 116 км/ч
29 марта — 22:28:17 Легкий предупредительный сигнал
29 марта — 22:36:48 NOA выпустил предупреждение «Пожалуйста, держи руль».
29 марта — 22:44:24 NOA высылает предупреждение о риске «Обратите внимание на препятствия впереди», просит замедлить и начинает замедлять
29 марта — 22:44:25 NOA был взят на себя, вступил в состояние вождения человека, руль в левом углу 22,0625 градусов, тормозная педаль нажата на 31%
29 марта — 22:44:26 Руль поворота вправо на 1,0625 градусов, тормозная педаль нажата на 38%
29 марта — 22:44:26-28 Автомобиль столкнулся с цементным ограждением
29 марта — 22:44:28 Ecall запускается на автомобиле
29 марта — 22:44:39 Включен Ecall, подтвержден авария, вызвал полицию и позвонил в службу скорой помощи «120»
29 марта — 22:45:06 Связаться с владельцем автомобиля, чтобы подтвердить, что водитель не владелец автомобиля
29 марта — 22:47:15 Успешный развертывание «120»
29 марта — около 23 часов спасатели прибыли на место происшествия.
Авария произошла на шоссе Цзяньян в Тунлине, на скорости 116 км/ч. Из-за строительства и ремонта, один из участков дороги был закрыт, и с помощью барьеров движение перенаправлялось в другую полосу. Бортовая интеллектуальная система управления NOA была активирована и выдавала соответствующие предупреждения водителю и начинает замедлять автомобиль.

Затем водитель взял управление автомобилем на себя, и продолжил замедлять автомобиль, в том числе осуществляя рулевое управление. В результате автомобиль столкнулся с бетонным ограждением, изолированной полосы. В момент столкновения система зафиксировала скорость около 97 км/ч.
Версии причин аварии.
Итак, за рулём сидела студентка, неопытный водитель. В салоне ещё и подружки. Атмосфера соответствующая, скорее всего. Весело, красиво, и невнимательно. А невнимательности дорога не прощает, каким бы хорошим ни был автомобиль.
Скорость за 100 км/ч. Ночь, темно, плохая видимость. А насколько плохая? Это же шоссе. За дорогой водитель не следил? От автомобиля, на несколько минут, поступает сигнал предупреждения — «Пожалуйста, держи руль». То есть, в салоне лёгенькая обстановка, и в какой-то момент автомобилем вообще управляют.
На несколько секунд до аварии водитель всё же взялась за руль. То есть, и это важно, водитель взял управление на себя, фактически, отключив тем самым ассистенты. Судя по данным, отклонение руля, сначала несколько влево на 22 градуса, а затем вправо на 1 градус, нельзя назвать «активным рулением». Причём, педаль тормоза не была нажата в пол.
То есть не было активного маневрирования для ухода от столкновения. Почему?
Выдвигается версия, что так как данный автомобиль Xiaomi SU7 был в начально комплектации, и имел всего один миллиметровый радар и один чип Nvidia Orin с вычислительной мощностью 84TOPS, вместо связки лидара, трёх миллиметровых радара и двойного чипа Orin с вычислительной мощностью 508TOPS, то автомобиль имеет некоторую степень снижения восприимчивости к ночным/плохим погодным условиям, и снижает точность распознавания препятствий, особенно на сложных перекрестках.

То есть, при более продвинутой конфигурации NOA подала бы предупреждение ещё чуть раньше, и может смогла бы сама более адекватно среагировать, нежели водитель.
В данном же случае, складывается впечатление, водитель был неопытным, внимание было рассеянным, а анализ ситуации и скорость принятия решений неадекватной. Удар оказался столь сокрушительным, что даже система безопасности батареи не спасла ситуацию. Судя по фото того, что осталось от автомобиля, фронтальная часть, отделяющая отсек капота от салона, была вмята посередине столь сильно, что его оторвало даже от передней правой стойки.
Для Xiaomi SU7 батареи поставляют два поставщика: Ningde Times (CATL) и BYD. Обе батареи, это LFP, ёмкостью 73,6 кВт*ч. Эти батареи надёжны, и «протестированы» сотнями тысяч пользователей. Но, при мгновенном механическом уничтожении, на скорости под 100 км/ч, мало что может помочь.
Согласно действующему в Китае «Закону о безопасности дорожного движения», вспомогательное вождение уровня L2 по-прежнему требует, чтобы водитель контролировал весь процесс, и теоретически ответственность за аварию должен нести водитель. Однако при реальном использовании потребители склонны к чрезмерному доверию автоматике, и из-за длительной стабильной работы системы, формируя «предвзятость автоматизации».
И ведь мы постоянно говорим – ассистенты вождения, это всего лишь ассистенты! Это не полноценный автопилот! Так что надо Всегда контролировать автомобиль, самостоятельно следить за дорожной ситуацией!

Владельцам Xiaomi SU7 надо понимать, что функция «NOA Intelligent Assisted Driving» не является «автоматической/беспилотной», это ассистент! Причём, чем выше версия автомобиля, тем ассистент чётче и быстрее работает. Но за рулём вы всегда должны быть №1, а не автоматика!
P.S.
Промониторив китайский сегмент интернета относительно данной аварии, скажу, что большинство комментаторов сходится во мнении, что, во-первых, водитель обязан чётко контролировать автомобиль. Тем более, если это не полный автопилот. Во-вторых, читатели отмечают, что дорога, где проходили ремонтные работы и были выставлены барьеры, была не слишком чётко обозначена предупреждающими элементами. К авто вопросы есть, но они не самые главные, в данном конкретном случае.