Компания «Рэнера», интегратор Росатома по системам накопления энергии, провёл в Москве, на площадке особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва», презентацию своей программы развития и новой производственной площадки, которая расположится здесь же, на площади более 6000 квадратных метров.

Совсем недавно «Рэнера» открыла свою первую производственную линию на территории московского завода полиметаллов топливной компании «ТВЭЛ», которая также входит в структуру Росатома. На той, первой московской производственной площадке, собираются аккумуляторные батареи, в том числе для российских электробусов. На новой площадке в ОЭЗ «Технополис Москва» до конца года будет запущено производство универсальных аккумуляторных модулей, из которых потом как раз собирают тяговые батареи и комплексы систем накопления энергии (СНЭ). Здесь же расположится R&D центр и испытательные лаборатории. На автоматизированной линии будут собираться модули, батареи, и СНЭ.

Ввод в строй производственных мощностей будет происходит поэтапно. Осенью заработает первая линия по сборке модулей, а до конца года — состоится открытие автоматизированного производства и R&D центра. Новые производственные мощности позволят увеличить объём выпускаемой в Москве аккумуляторной продукции до 320 МВт*ч.
Это на самом деле здорово, что трудовое, производственное пространство, созданное в этом районе Москвы ещё в 30-ые годы прошлого века, продолжает своё развитие в новой эпохе, на новом технологическом витке.
На самой презентации руководители компании «РЭНЕРА», генеральный директор Александр Камашев, директор по коммерции Дмитрий Турчин, заместитель генерального директора по научно-технической деятельности Азамат Беданоков, выступили с докладами о принципах развития компании и её продукции. И вот здесь было самое интересное.

Миссия Рэнеры, это разработка и производство в России аккумуляторов, начиная от самих аккумуляторных элементов, и заканчивая производством батарей и СНЭ. По самым скромным прогнозам, в России к 2030 году объём продаж электромобилей увеличится минимум в 72 раза, а рынок аккумуляторной продукции вырастит в 58 раз от сегодняшнего уровня. На самом деле эти показатели будут несколько выше, я бы даже сказал, что значительно выше. Но расчёты лучше делать по пессимистическому сценарию. И подавляющий объём произведённой в стране аккумуляторной продукции пойдёт именно на автомобильное производство.

И здесь Росатом создаёт вертикально интегрированную систему, начиная от добычи сырья на рудниках на территории страны, через собственную разработку и производство аккумуляторных элементов, далее производство модулей, тяговых батарей, СНЭ, параллельно создаётся система переработки отслуживших свой срок аккумуляторов, и далее это зацикливается на повторное использование исходных элементов в новом производстве. В рамках компании «Рэнера», как уже говорилось выше, будет работать собственный R&D центр, но мало того, будет создаваться собственная школа, где будут вестись разработки новых технологий анодных, катодных материалов, электролитов, сепараторов. То есть всего из чего состоит аккумуляторный элемент.

Тут отмечу, что руководители компании, отвечая на вопросы, в частности подчеркнули, что со временем, и уже в текущем десятилетии, в том же физическом объёме, в котором сейчас в электромобилях находятся аккумуляторные сборки, будет находиться больше энергии. Именно за счёт новых технологий, которые позволят увеличить плотность энергии на тот же объём.
Направление развития аккумуляторной химии также понятно. На катоде будет идти процесс снижения доли кобальта, а на аноде будут идти переход в сторону графено-кремниевых составов. Это в среднесрочной перспективе. А в долгосрочной — это разработка твердотельных аккумуляторов. По словам заместитель генерального директора по научно-технической деятельности Азамата Беданокова, работы по «твердотельному» направлению ведутся уже сегодня. И даже есть прототипы. Но пока ещё о выходе их на рынок говорить рано.

Потом состоялась экскурсия в корпус цеха, где в ближайшее время начнётся монтаж технологического оборудования. Примечательно, что совсем рядом располагается завод «Москвич», который по мере своего развития, перейдёт на выпуск исключительно электромобилей. Здесь же, на территории технополиса, весной должно начаться производство электрогрузомобилей EVM Pro, на базе УАЗ Профи, здесь же располагается компания «Приводная техника», разрабатывающая электроприводы. То есть тут получается хороший московский энергетическо-электромобильный район.

Важный момент в вопросе «углеродного следа» продукции. В планах компании есть пункт по снабжению своего калининградского завода возобновляемой энергией. Какой вид генерации будет использоваться пока говорить рано. Может это будут солнечные электростанции на крышах заводских корпусов, может это будут ветрогенераторы, может комплекс всех видов. Главное, что эта тема значится, и она будет реализована, по мере введения в строй и масштабирования «балтийской» гигафабрики компании.

Ну на чем хотел бы завершить, так это на самой аккумуляторной ячейке от Рэнера и Росатома. Как пояснил в беседе директор по коммерции Дмитрий Турчин, аккумуляторная ячейка компании имеет в своём составе сепаратор с керамическим покрытием, который не даёт выйти аккумулятору в «термический разгон» при его физическом повреждении, что предотвращает возможность возгорания. То есть работы ведутся не только в сторону увеличения плотности энергии, но также параллельно решается вопрос безопасности изделия.