Окно возможностей для создания национальной российской IT
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Зелёная Точка Старта

Окно возможностей для создания национальной российской IT индустрии на фоне санкционной войны

Уважаемые наши читатели, нет смысла лишний раз повторять всю суть происходящих сейчас событий. Санкционное безумие превратилось, по сути, в санкционную войну. Можно даже сказать, что это одно из направлений современных гибридных войн. И сегодня, помимо, попавших в заложники этой политики автопроизводителей, в неё вступили иностранные IT компании, которые начали останавливать свою работу в России, прекращая бизнес, продажи и обслуживание своих продуктов. Тут можно вспомнить классическое «то, о чём так долго предупреждали большевики свершилось». То есть то, о чём так долго и много говорилось, а именно о импортозамещении, стало насущной, и жизненной необходимостью для нашей страны, чтобы не останавливать своё развитие.

Сегодня речь пойдёт о программном обеспечении для зарядных станций для электромобилей в России, и поговорю я на эту тему с соучредителем компании IT CHARGE Дмитрием Матвиевским.

Станислав Макухин (С.М.) — Дмитрий, ну вот, санкционная война докатилась и до IT сферы. Об уходе из России объявила компания SAP. Сейчас у всех на слуху то, что произошло с зарядными станциями на трассе М-11. Насколько, по-твоему, это серьёзная и глубокая проблема?

Дмитрий Матвиевский (Д.М.) — Да, ситуация с М11 очень на слуху. И мы знаем о ней очень хорошо, потому что именно в момент наступления её мы управляли этими станциями для монетизации. Но, стоит отметить, что возникшая проблема — это точно не взлом, это провокация со стороны разработчика внутреннего железа зарядной станции. Причём тут стоит отметить, что от этих действий пострадали станции не только на М11, а множество разных станций разных производителей, использующих комплектующие того же самого разработчика, что и был на М11. И это станции по всей территории РФ. Я точно знаю о множестве этих случаев, точнее в Москве, СПб, Казани, Перми и других городах.

Присоединяйтесь к нам в Telegram Присоединяйтесь к нам в Telegram

С одной стороны, очень грустно, что этот момент наступил. С другой стороны, хорошо, что он наступил сейчас, когда станций ещё даже не сотни, и не тысячи, а пока лишь десятки.

Проблема понятна и осязаема. Это то, о чём я, как эксперт, много раз говорил на различных экспертных сессиях, но их действительно сложно оценить, если глубоко не погрузиться в нюансы зарядной инфраструктуры. И сейчас как раз фокус внимания максимально направлен на решение ситуации, и я думаю, что уже в ближайшее время, будет решение, над которым мы сейчас и трудимся вместе с командой и партнёрами.

Также операторы зарядных станций в России, которые использовали иностранное программное обеспечение, начали получать предупреждение об изменениях в предоставлении услуг вплоть до полного отключения. Это произошло, потому что использовался иностранный софт по системе white label.

С.М. — Дмитрий, что может предложить IT CHARGE в сложившейся ситуации?

Д.М. — IT CHARGE в свою очередь много раз на различных мероприятиях ставил вопросы об использовании проприетарных протоколов, непрямому подключению и пренебрежению сертификатами в подключении станций. И сейчас как раз эти моменты попали в фокус внимания всех, заинтересованных в этом рынке, что меня лично как эксперта, радует. Мы — непосредственные разработчики решения, базирующиеся на территории РФ. Это предполагает полную независимость от внешних сервисов и абсолютную локализацию. Максимальная адаптируемость. Локализация 100%.

IT CHARGE — российский разработчик Программного обеспечения для управления зарядными станциями полного цикла.

Решение имеет Свидетельство на программу ЭВМ государственного образца.

Платформа IT CHARGE имеет документально подтвержденную совместимость с большинством производителей ЭЗС, работающих на территории РФ, а также технологическую совместимость со всеми типами современных зарядных станций, устанавливаемых в РФ, как отечественного производства, так и зарубежных производителей по протоколам OCPP версий 1.6JSON, 2.0 и 2.0.1

Мы можем не только подключать станции к платформе для управления, аналитики и монетизации, но и разрабатывать корпоративные решения как отдельные, так и с возможностью интеграции в корпоративные решения.

Минимальные сроки — максимальный результат. Абсолютная предсказуемость и независимость от внешних партнеров

Более 3-х тысяч зарегистрированных пользователей и свыше 15 тысяч совершённых зарядных сессий, а также экспертная текущая работа с производителями ЭЗС на рынке РФ подтверждают прикладной значительный опыт в разработке и управлении зарядными станциями.

С.М. — Какие проблемы стоят на пути импортозамещения иностранного программного обеспечения? В какие сроки это может быть сделано?

Д.М. — Сегодня прошел слух, что некоторые операторские платформы по управлению зарядными станциями будут ограничены или даже прекратят свою работу на территории РФ.

С одной стороны, это может приостановить деятельность некоторых действующих операторов, но, с другой стороны даст возможность российским разработчикам проявить себя, в том числе нашей платформе IT CHARGE. И тут есть несколько сложных моментов: к сожалению, технология управления зарядных станций — тематика новая, и готовых специалистов и решений не так много. А ещё, есть проблема, что в связи с ростом курса валют хорошие IT-специалисты тоже в рублях подорожали, так как спрос на них не уменьшается в последние годы.

А сам срок разработки платформенных решений — это несколько месяцев плотной работы и достаточно объёмное количество документации взаимодействия зарядной станции и сервера управления, которую нужно реализовать. И пренебречь там особо ничем, не получится, ибо нельзя жертвовать ни безопасностью, ни расчётами, связанными с предсказуемостью процесса и моментами управляемости и биллинга. И это снаружи очень сложно оценить.

С.М. — На днях было принято решение о поддержке со стороны Правительства России IT сферы. То есть там всю серьёзность проблемы осознали. Рассчитываешь ли ты, что эта поддержка также коснётся и компании, работающие в сфере создания зарядной инфраструктуры для электромобилей?

Д.М. — Да, если честно, очень хотелось бы, чтобы это сработало. Поддержку со стороны государства пока не удается оценить. Уже взял себе на заметку разобраться с этими возможностями, но пока не очень понятно, как к этому подступиться. Некоторое время назад пробовали обращаться за финансированием и поддержкой в разные фонды, включая фонд содействия инновациям, куда мы подавались в конце лета 2021 года, причём по ускоренному формату в рамках Архипелага2021, где нам дали отказ с формулировками «недостаточная проработка проекта», «научная новизна отсутствует» и «не убедительна актуальность заявленной проблематики проекта, востребованность предложенного решения на российском рынке…» и т.д. И это при том, что уже тогда проект имел первые продажи, мы успешно управляем значительной долей зарядных станций на рынке и имеем базу зарегистрированных пользователей в 3+ тысячи человек, при том, что в РФ всего около 13 тысяч электромобилистов.

Но очень надеюсь, что сейчас должно что-то поменяться. Ведь сейчас очень классная точка, чтобы начать делать хорошо и формировать действительно классные решения, делая на их основе отличные рынки и продукты, как минимум не уступающие мировым аналогам, и даже их превосходящими. И, как я вижу, на нашем рынке всё для этого есть, включая энтузиастов, вроде команды АйТи Чардж и некоторых наших партнёров и конкурентов, которые продолжают движение вперёд, вкладывая собственные деньги и кучу сил в фанатичном режиме, практически без какой-либо поддержки.

С.М. — Дмитрий, для нас в России это не первый кризис со времени развала СССР, но, пожалуй, самый серьёзный. Есть моральные силы и уверенность, что несмотря ни на какие препятствия мы, а я тут говорю и про Россию в целом, и про электромобильное направление в частности, мы всё это преодолеем? Хотя, лично я думаю, что иначе и быть не может. В нашей истории были и тяжелее времена.

Д.М. — Отличный вопрос. И я ещё до кризиса говорил вот такую мысль: низкая база рынка электромобилей в РФ — это не проблема, а преимущество по сравнению со всеми странами ровно по причине отсутствия балласта, сформированного из ранних версий реализации технологий. Ведь фактически, если посмотреть на мировой рынок электромобилей, то именно в последние 2 года только появились массово те решения и технологии, которые действительно можно и стоит масштабировать. Ведь только в 2020 году средний пробег на одном заряде у популярных моделей электромобилей составил 250км. И только в 2020 фактически начали массово появляться зарядки постоянного тока мощностью больше 50кВт и появилась действительная потребность в мощности заряда. В 2020 году начал постепенно уходить протокол ChaDeMO (японский стандарт быстрой зарядки, активно использовавшийся Nissan и наиболее популярный стандарт зарядки в РФ, от которого уже отказался и сам Nissan и многие страны Европы. И только в 2020-ом появилась современная действительно хорошая и технологичная версия протокола управления зарядными станциями OCPP 2.0.1, которую можно считать сбалансированной не только для управления простым зарядом, но и как адекватную основу для технологий, к которым мы скоро будем переходить, например технологии V2G — возврата электричества обратно в сеть. И в то время, когда основная часть мирового рынка электромобильности уже думает, как поддерживая технологии первых версий, начать поддерживать совсем другие технологии, новые, мы уже можем строить свою инфраструктуру с прицелом на последние тенденции, фактически создавая уникальную экспертизу, которой нет в мире, фокусируясь на ней и не отвлекаясь на «балласт технологий».

И мы с командой it.CHARGE, создавая свою платформу, не шли путём наших конкурентов, используя готовые решения, а создавали своё, на последней версии протокола OCPP 2.0.1, что позволяет нам заявлять, что мы технологически превосходим своих конкурентов, ведь мы использовали не только свой 4х летний опыт работы от производителей зарядных станций , но и мировой опыт управления зарядками, накопленный Альянсом OCA за более чем за 10 лет. И на этом рынке есть ещё несколько специфичных продуктов, которые в мире только начинают создаваться, а мы уже имеем и запрос и комптенции. И наряду с нашими коллегами-производителями зарядок проходим вместе, формируя продукты зарядной инфраструктуры мирового качества.

Резюмируя, я искренне думаю, что электромобилю быть. И в России тоже. И сейчас как раз то самое время, когда мы можем подумать, собраться с мыслями и с силами, оценить текущие технологии и тенденции, и сразу начать делать лучше, чем все остальные. И в России для этого есть всё: и люди, и возможности, и знания, и даже деньги. Надо лишь правильно сфокусировать и накопить свои компетенции. А мы с командой АйТи Чардж и нашей платформой постараемся установить максимально высокую планку, а также поделиться обширной накопленной за 15+ тысяч зарядных сессий экспертизой.

С.М. — Дмитрий, готовы заменить продукцию тех компаний, которые уходят из России, по сути, участвуя в санкционной войне?

Д.М. — Ну тут всё просто: в рамках проекта it.CHARGE мы можем подключить любую современную зарядную станцию к монетизации за 5 минут. И это не пустые слова. В рамках проекта мы уже стали работаем в формате федерального оператора и успешно управляем зарядными станциями в коммерческом режиме с тарифом, активно сотрудничаем с сетевыми игроками, показывая реальные результаты по пользованию зарядными станциями в городах и на трассах, развивая свою сеть по всей территории России и в странах СНГ.

В рамках проекта it.CHARGE мы научились успешно управлять в всеми видами современных зарядных станций, применяющихся в РФ, причём как распространённых на территории РФ западных производителей, таких как ABB, Kostad, Schneider Electric и других, так и показывающих очень современные и мощные решения российских производителей:  Rewatt, ПСС, Парус Электро, Portal Energy, а также производителями из стран СНГ, таким как белорусский завод Витязь. И с большинством этих производителей мы уже прошли процедуру промышленной интеграции их зарядных станций с нашей платформой.

Мы создали уникальное ядро взаимодействия с полной реализацией наиболее современных протоколов управления OCPP и можем не просто брать станции под управления, но и быстро создавать адаптированные решения и корпоративные приложения в формате private-label, в которые уже заложен весь необходимый функционал не просто для управления зарядными станциями, но и потенциал для интеграции в корпоративные решения.

И для реализации этих сценариев продукт IT CHARGE уже сегодня готов. Поэтому, да, мы более чем готовы стать именно, тем решением, которое является на 100% российским, не боится санкций и на 100% готово закрыть потребности бизнеса по управлению зарядными станциями.

P.S.

Сегодняшний кризис не повод для паники и посыпания головы пеплом. Это как раз время, когда можно и нужно отстроить свою независимую IT индустрию по всем направлениям, и не дать нашим «партнёрам-доброжелателям» затормозить развитие России. У нас для этого всё есть.

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

%d такие блоггеры, как: