В эпоху, когда многоразовость перестала быть фантазией, а стала реальностью космонавтики, «Роскосмос» делает решительный шаг вперед. По крайней мере открыто заявляет об этом.
Вслед за триумфами SpaceX Илона Маска, амбициозными проектами Китая, а также разработками американских компаний Rocket Lab и Blue Origin, Россия объявляет о возрождении проекта одноступенчатой ракеты-носителя «Корона».
Многоразовость — уже не будущее, а настоящее.
Долгое время в российской космической отрасли идея многоразовости воспринималась как некий технологический идеал, но без практического воплощения. Ну а «глашатае одноразовости», видимо получающие с этого свой гешефт, постоянно норовили «обложить» многоразовые проекты на чём свет стоит.

Между тем за последние десять лет мир убедился в эффективности многоразового решения. Прорывы компании SpaceX с ракетами «Falcon 9» и «Starship – Super Heavy» не просто изменили рынок, но и задали новую планку рентабельности и темпов космических запусков.
Китайские корпорации уже активно повторяют эти решения, а в США к ним подтянулись Blue Origin – проект «New Glenn» и Rocket Lab – проект «Neutron», стремящиеся внедрить аналогичные технологии.
И теперь Роскосмос, по сути, встаёт на ту же орбиту — осознавая, что многоразовость стала не опцией, а необходимостью для выживания и конкурентоспособности в новой космической экономике.
Проект «Корона» не просто ответ на глобальные вызовы — это шанс для отечественной космонавтики занять место на мировом рынке. Госкорпорация «Роскосмос» официально объявила о старте опытно-конструкторских работ (ОКР) по проекту «Корона» в 2026 году, а за реализацию отвечает Государственный ракетный центр имени Макеева (ГРЦ Макеева). Этот проект должен стать переломным моментом для отечественной космонавтики, возвращая Россию в число лидеров в области передовых ракетных технологий.
История проекта: от 90-х до возрождения.
Официально проект «Корона» родился очень давно, ещё в 1992 году как смелая идея одноступенчатой многоразовой ракеты. Понятно, что до этого были годы теоретических изысканий. Так что, корни проекта в СССР.
Что было в 90-ые годы вы сами знаете. Проект тянулся ни шатко, ни валко, по кабинетам и совещаниям. В конце концов он был приостановлен в 2012-м из-за дефицита финансирования, но возобновлен в 2017-м. За последние годы проведены масштабные испытания и научно-исследовательские работы (НИР), которые подтвердили техническую осуществимость. Недавно на предприятии ГРЦ Макеева прошло расширенное заседание Научно-технического совета, где защитили итоговые материалы НИР. Результаты расчётов и тестов дали зелёный свет: «Корона» готова к воплощению.
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин подчеркивает: «Это совершенно новая разработка, аналогов которой нигде нет».
Проект эхом отзывается на американский Delta Clipper Experimental Advanced, тоже из 1990-х. Но при создании корабля (до сих пор не пойму, как правильно называть этот проект) «Корона» будут использоваться современные материалы и модульные двигатели, что обещает радикально снизить затраты.

Технические характеристики: одноступенчатый гигант.
«Корона» — это ракета средней грузоподъёмности с вертикальным взлётом и посадкой. Её габариты впечатляют: длина около 38 метров, диаметр 10 метров. Двигатели будут работать на экологичном топливе — жидком водороде и кислороде.
- Полезная нагрузка: до 6 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО) в одиночном пуске; до 10,6 тонн в двухпусковой схеме.
- Многоразовость: одно изделие рассчитано на 100 запусков.
- Уникальная особенность: центральный отсек для полезной нагрузки позволяет не только выводить спутники, но и ремонтировать их на орбите, дозаправлять или возвращать на Землю.
Инфраструктура проста и автоматизирована: автоматическая заправка, амортизаторы в кормовой части для мягкой посадки. Планируемое место базирования — космодром «Восточный». И уже нет нужды в зонах падения ступеней — ракета возвращается целиком.
И заметьте. Пока не говорится ни о стартово-посадочной башни, и об аналоге «Мехазиллы». Корабль будет сам садиться, что изначально и должен был делать и Starship, кстати.
Сравнительный анализ: «Корона» против мировых аналогов.
Вопрос на миллиард: потянет ли «Корона» против гигантов? Falcon 9 от SpaceX уже летает десятки раз, выводя до 23 тонн на НОО и снижая стоимость запуска до ~$2700 за кг. Starship-Super Heavy обещает революцию: до 150 тонн на орбиту и полную многоразовость.
«Корона» скромнее по грузоподъемности (6–10,6 тонн), но выигрывает в универсальности: ремонт на орбите и суборбитальные полёты — это ниши, где SpaceX пока слабее. Плюс, российский проект ориентирован на независимость: Россия обеспечит себе доступ в космос без иностранных посредников. В отличие от китайских аналогов или Blue Origin, «Корона» — одноступенчатая, что упрощает эксплуатацию.
Против Falcon 9:
- Грузоподъёмность Falcon 9: 22,8 т. / 6 т. у «Короны»
- Многоразовость Falcon 9: уже более 25 реальных полётов на один бустер / 100 потенциально заявленных у «Короны»
- Стоимость запуска: данные по «Короне» отсутствуют
Против Starship:
- Грузоподъёмность Starship: 100+ т. / 6 т. у «Короны»
- Технологическая зрелость: Starship (уже 11 тестовых полётов в составе «Starship – Super Heavy») / ОКР с 2026 года
Против Rocket Lab и Blue Origin:
- Neutron (Rocket Lab): 13 т. на НОО
- New Glenn (Blue Origin): 45 т. на НОО
Преимущества: почему «Корона» меняет правила игры.
Роскосмос выделяет ключевые плюсы, которые делают «Корона» конкурентоспособной:
- Высокие темпы пусков: быстрая подготовка между запусками.
- Низкая стоимость выведения: многоразовость снижает расходы в разы.
- Экологичность и безопасность: отсутствие отбрасываемых ступеней, сохранение груза даже в аварийных ситуациях.
- Многофункциональность: вывод спутников, их обслуживание на орбите, возврат отработавших аппаратов.
- Суборбитальные перелеты «точка-точка»: доставка грузов или пассажиров между континентами за минуты, как гиперзвуковой авиалайнер.
Это должна быть не просто ракета — это платформа для космических услуг: от оперативного развертывания спутников до межконтинентальных перевозок.
Конечно, есть вызовы времени: финансирование, сроки (первый пуск — после 2026-го) и интеграция технологий. Но успехи НИР дают основания для оптимизма. Как и проект «Амур СПГ» (многоразовая метановая ракета), «Корона» — это часть новой стратегии Роскосмоса по «многоразовости».
Возрождение инженерного дерзновения.

Если проект «Корона» будет доведён до стадии лётных испытаний, это станет самым серьёзным шагом России в области многоразовых ракет за последние десятилетия. Важно, чтобы это не осталось лишь демонстрационным проектом, а превратилось в реально работающую систему, способную обеспечить независимый доступ России в космос и коммерческую устойчивость её космической отрасли.
Так или иначе, запуск, или можно сказать, возрождение, проекта «Корона» — это знак возвращения инженерного дерзновения, которое когда-то сделало советскую космонавтику великой.
И ещё это сигнал миру: Россия возвращается в гонку. Это не только технологии, но и экономика: выход на глобальный рынок космических услуг, где спрос на дешевые, частые запуски и орбитальный сервис растет. Если все сложится, «Корона» станет символом новой эры — от Байконура до Восточного, от орбиты до межконтинентальных прыжков.
Роскосмос прав: многоразовость — настоящее и будущее. «Корона» готова зажечь российскую звезду в этом небе. Следим за новостями — впереди взлет!
Немного назад…
«… «Корона» — одноступенчатая, что упрощает эксплуатацию…». Ещё раз присмотревшись в «Короне», могу предположить, что, ведь дополнив эту систему многоразовым ускорителем, вполне можно сделать русский «Starship – Super Heavy».В принципе можно, если поставить такую задачу. Ну а для начала, надеюсь, получится сделать то, что было декларировано в этот раз.
Приблизительное время чтения: 7 минут