Электромобиль с какой химией аккумулятора выбрать? Примерно перед такой дилеммой будут в недалёком будущем вставать покупатели электромобилей. Если раньше, во времена господства ДВС авто, вставал выбор между бензиновым или дизельным двигателем, и его объёмом, то в будущем мы будем выбирать, беря в расчёт в том числе и химию тягового аккумулятора.
Ещё 5 лет назад такого выбора не было. Абсолютное большинство электромобилей комплектовались тяговыми батареями на основе литий-ионных аккумуляторов первого поколения. Типоразмер тут значения особо не имеет.
Сейчас на наших глазах всё меняется радикально, практически со скоростью «формульных» болидов. Вариантов химии элементов становится всё больше — Li-NMC и LiFePO4, полутвердотельные, твердотельные, Condensed Battery (элемент с конденсатором) … И в этот ряд в ближайшее время полноправно встанут натрий-ионные аккумуляторы, в котором тоже присутствует литий.
Мы недавно писали про разработку натрий-ионного элемента компанией HiNa Battery. Тяговую батарею на основе этих элементов уже примерили в JAC на бюджетном электромобиле сити-класса Sehol E10X.
Но в это сферу вошёл мировой аккумуляторный гигант CATL. И его натриевые батареи вскоре появятся на электромобилях BYD и Chery.
В BYD первой моделью, которая «примерит» натрий-ионно-литиевые аккумуляторы от CATL станет новинка Seagull (Чайка). В Chery, которая очень известна в России, натриевые аккумуляторы начнут ставить на некоторые модели нового полностью электрического суббренда iCAR. На шанхайском автосалоне произошёл дебют iCAR, где были представлены спортивный концепт-кар iCAR-GT, а также внедорожник iCAR 03.
Также натриевые аккумуляторы по некоторой информации могут появиться в основе электромобилей Chery QQ Ice Cream и Little Ant.
То есть надо понимать, что процесс прихода натрия в аккумуляторные системы уже начался, и примерно в течении 1-2-х лет многие уже из известных моделей электромобилей будет предлагаться в том числе и в комплектации с натриевым аккумулятором. И это не просто такая технологическая блаж. Под этим есть совершенно понятный экономический аспект — прямые материальные затраты на производство 1 ГВт*ч натриевых аккумуляторов примерно на 30-40% ниже, чем у LiFePO4. При продолжающейся ценовой войне на электромобильном поле это очень важно.
CATL анонсирует запуск массового, серийного производства натриевых аккумуляторов уже в течении года. И суммируя уже имеющуюся информацию, а также понимание того, что натриевые аккумуляторы пока уступают по своим мощностным характеристикам всем остальным, то понятно, что сектор их применения это в основном сити-кары «A», максимум «B» класса, с диапазоном пробега на одной зарядке до 400 км.
Хотя CATL заявляет, что их технология, по сути гибридного натрий-литиевого аккумулятора позволит в стандартном типоразмере тяговой батареи дать диапазон ~500 км.
P.S.
Суть выбора автомобиля останется прежней – для кого покупается, для каких целей, соответственно, где и сколько он будет эксплуатироваться… И исходя из этих показателей вы будите выбирать не только модель, но и вариант её энергетической начинки. А от этого естественно будет зависеть и цена.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!