Система, перевёрнутая с ног на голову. Утилизационный сбор, как кирпичик в запретительный барьер
Не раз уже говорилось, что наше законодательство имеет уклон в сторону различного рода запретительных барьеров. Это выражается в налогах, сборах, проверках. И порой эти меры не то что выглядят, а по всей своей сумме фактически становятся запретительным барьером. Сегодня такой «барьер» фактически создаётся усилиями Минэкономразвития и Минпромторгом для электромобильной области.
Вспомним на минутку наше советское прошлое. Да, тогда не было серийных электромобилей, не было сотовых телефонов. Но что касается Сбора и утилизации отходов, то тогда действовали меры поощрения. Во вторсырьё, на переработку, сдавали макулатуру, стеклянную тару, металлолом. И за это всё людям платили. Не много. Но платили. К примеру, за определённый объём сданной макулатуры можно было получить абонемент на новые издания. То есть фактически это было система «пряника». Сейчас же всё перевёрнуто с ног на голову.
Коварный план Минпромторга
Мы уже говорили, что в ноябре состоится очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии. Вероятно, там будет обсуждаться и вопрос о ввозных таможенных пошлинах на электромобили. Судя по некоторой информации, в российской делегации представители Минэкономразвития выступали за отмену нулевой ставки на ввоз электромобилей, которая действует сейчас. Была некая надежда, что Минпромторг останется в стороне и не станет поддерживать введение пошлин. Но всё оказалось гораздо «веселее».
Пока Минэкономразвития «топит» за введение пошлины, Минпромторг решил зайти с другой стороны. Они подготовили проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора«. Проект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Сам текст проекта Постановления вы можете прочитать по этой гиперссылке.
То есть всё абсолютно достоверно и официально.
И какой сюрприз готовит российский Минромторг для желающих приобрести иностранный легковой электромобиль? Кстати, а других электромобилей собственно и нет в настоящее время в России.
Согласно проекту постановления, Минпромторг предлагает увеличить коэффициент утилизационного сбора для новых электромобилей, ввезённых из-за границы, до 14,4 (сейчас 1,63). Для электромобилей старше трёх лет — до 24,1 (сейчас 6,1). Как вы понимаете, это коэффициенты в итоге превращаются в рубли, и во сколько раз больше вы видите сами.
Но это, если верно понимать пояснительную записку, это коснётся только юридических лиц. Для физических лиц повышение утильсбора будет не столь существенным. Хотя в проекте самого постановления я не нашёл разделения на юридических и физических лиц.
«...Ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, составит не более 4500 руб. в отношении новых автомобилей и не более 6500 руб. в отношении автомобилей, бывших в употреблении...»
И конечно всё это обосновывается исключительно заботой о российском производстве. Его ещё, собственно говоря, по большому счёту пока что и нет, но оно конечно будет. Потом. Чуть позже. А пошлины и сборы вы будьте так добры уплатить уже сегодня. Утилизационный сбор заявляется как способ сокращения вредного воздействия транспорта на экологию, и что полученные от него средства пойдут на «утилизацию машин». А вот тут и кроется то самое лукавство.
Что значит «утилизация»?
Автомобиль, что, сомнут в кубик и захоронят? Конечно же, нет. Это вторсырьё, в том числе и весьма ценное. Сданный в «утилизацию» автомобиль идёт на переработку. То есть государство в итоге получит доход в виде различного рода налогов и сборов уже за новую продукцию, сделанную из «утилизированных» автомобилей. А в конечном итоге эти налоги и сборы платят опять граждане, в том числе и те, которые ранее уже заплатили утильсбор.
Возвращаясь к советскому опыту. На самом деле, по-честному, это автомобилисту должны платить за сдачу в «утиль», а точнее в переработку, старого автомобиля. И платить надо дифференцированно — чем больше ценного материала есть в данном автомобиле, тем плата должна быть выше. Согласитесь, что, к примеру, в старом Nissan Leaf AZE0 ценных и редкоземельных материалов больше, чем в старом АЗЛК-2141 или Лада Гранта.
P.S.
Предлагаю всем электромобилистам, и тем, кто хочет в ближайшее время купить себе электрокар, пройти по ссылке на страницу рассматриваемого Постановления, и высказать своё мнение. Там есть такая функция. И повторю своё мнение, поддержанное голосованием, не надо вводить дополнительных налогов и сборов на легковые и коммерческие электромобили ровно до тех пор, пока здесь у нас в стране не налажено их производство (минимум B-класса). Кормить обещаниями это не серьёзно.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!