Электромобили в Китае в массовом порядке начали производить примерно лет 5-7 назад. И сейчас начинает подходить тот срок, когда в таком же массовом порядке начнётся процесс вывода из эксплуатации на электромобилях их тяговых батарей. Понятное дело, что не весь этот объём сразу пойдёт на прямую переработку, есть ведь ещё и «вторая жизнь» в СНЭ. Но объём этих аккумулятор сегодня это одно, а «завтра» это уже будет настоящее «аккумуляторное цунами», ведь на сегодня в Китае электромобилей уже что-то около 30 млн. штук. Хотя, это «завтра» растянуто по времени, но готовиться то нужно уже сегодня. Так как обстоят дела с переработкой батарей в Китае? И этот урок, и пример, который нам необходимо перенести к нам в Россию, ведь наш электромобильный бум только впереди.
Про «цунами»
![Объём аккумуляторов растёт с каждым днём, и вопрос их последующей переработки становится одним из самых актуальных](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2024/07/640-7-2.jpeg?resize=940%2C627&ssl=1)
Начиная с 2022 года, тяговые батареи электромобилей в Китае постепенно вступают в период крупномасштабного вывода из эксплуатации. Только в 2023 году их объём составил около 24 ГВт*ч. А дальше — больше. Объём выводимых из эксплуатации батарей будет с соответствующим временным лагом коррелировать с объёмами производства. Согласно прогнозу Центра исследований автомобильной стратегии и политики в Китае, выпуск аккумуляторных батарей в 2025 году превысит 30 ГВт*ч, в 2027 году превысит 80 ГВт*ч, а в 2028 году превысит 100 ГВт*ч.
На каком уровне переработка батарей в Китае сегодня?
Сами китайцы признают, что сейчас промышленность рециркуляции аккумуляторных батарей всё ещё находится на начальной стадии развития. Стандартизированная система утилизации пока не создана. Отрасль развивается быстро, производственные мощности растут. Но сейчас, по сути, всё ещё находится на переходной стадии от пилотной демонстрации к крупномасштабной коммерциализации. И эти производственный объёмы нужно наращивать опережающим темпом.
![Только "вторая жизнь" и рециклинг. Иного не дано.](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2024/07/wechat-screenshot_20240717204041.png?resize=810%2C484&ssl=1)
Правительство Китая ранее, год-два назад, приняло соответствующие документы, согласно которым производители электромобилей и батарей обязаны взять на себя процессы по переработке вышедших из эксплуатации батарей. И, видимо, это было вовремя. Итак, в 2023 году было переработано 623 000 тонн, выведенных из эксплуатации, литий-ионных батарей. И по данным Министерства промышленности и информационных технологий сейчас в сфере переработки литиевых батарей работает 156 компаний.
![Из аккумулятора в порошок, и вновь в аккумулятор...](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2024/07/screenshot-en.jcnico.com-2024-07-17-20-57-02-060.png?resize=1024%2C455&ssl=1)
Одним из примеров в отрасли переработки можно считать компанию Jiecheng New Energy, основанную в 2012 году. Бизнес был начат очень вовремя, и сейчас «продукцией» компании являются кобальтат лития, «чёрная масса» — порошок литий-железо-фосфата, медный порошок, алюминиевый порошок, графитовый порошок, сульфат марганца, сульфат кобальта, сульфат никеля, карбонат лития… То есть всё из чего состоят аккумуляторы, произведённые по различным технологиям. К компании отмечают, что одну тонну литиевых батарей можно «разобрать» менее чем за час. Это, скорее всего, банальный техпроцесс шредирования, так как более глубокая «разборка на составляющие» занимает куда как больше времени, ведь это уже другая технология, к примеру, гидрометаллургия.
![разложить на составляющие - вот что такое переработка](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2024/07/screenshot-en.jcnico.com-2024-07-17-20-57-47-121.png?resize=1024%2C216&ssl=1)
Ещё одним важным моментом, который многим неизвестен, и до сих пор ходят речи, что де литий повторно нельзя извлечь из аккумуляторного элемента, является именно уровень извлечения лития.
![каким бы ни аккумуляторный элемент, всё равно всё извлекаемо](https://i0.wp.com/greenstartpoint.ru/wp-content/uploads/2024/07/screenshot-en.jcnico.com-2024-07-17-20-58-11-144.png?resize=552%2C363&ssl=1)
Сейчас в Китае, а также в Европе и США, внедряются технологии, которые позволяют увеличить степень извлечения лития до 90–98%.
Всё в дом.
Ещё одним «страхом» является тем, а не будут ли китайцы «сбрасывать» тонны своих б/у аккумуляторов, к примеру, в Россию. Тут всё диаметрально наоборот. Так как это прибыльный бизнес по извлечению сырья, которое идёт на вторичное производство, уже сейчас представители китайских перерабатывающих компаний ставят перед правительством Китая вопрос о возможности либерализации импорта использованных аккумуляторов из-за границы и совершенствование системы управления импортом использованных аккумуляторов.
Скрытая угроза?
Но в этой «бочке мёда» может найтись и «ложку дёгтя». А заключается она в том, что называют PFAS — пер- и полифторалкильные вещества. Это отдельная тема, которую следует поднять в дальнейшем нашем общении с производителями и переработчиками батарей.
Некий британский журнал «Nature Communications» написал, что возле аккумуляторных заводов в Миннесоте, Кентукки, Бельгии и Франции был обнаружен этот элемент. Якобы там при производстве литиевых аккумуляторов применяют PFOA и PFOS (перфтороктансульфоновые кислоты). Эти соединения полезными не назовёшь, но и хотелось бы понять в каких технологических процессах оно может использоваться, и если оно используется, то каким образом соответственно налажены системы очистки и фильтрации, чтобы эти соединения не попадали в воздух, почву и воду в локациях этих производственных объектов.
Вопрос поставлен. Постараемся его взять на контроль, и выяснить что к чему.
P.S.
В ближайшее время у нас выйдет новое интервью. Его героем станет Владимир Мацюк, глава компании «Мегаполисресурс», которая является на сегодня российским лидером в области утилизации и переработки батареек и аккумуляторов.
В предыдущий раз мы с ним общались в 2021 году. В следующей беседе узнаем, что изменилось за прошедшее время.
И тут интрига. Кто будет брать интервью, какие вопросы…?
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!