По приглашению, наша команда с пресс-туром посетила возрождённый завод «Москвич». На вопросы ИАП «Зелёная Точка Старта» о развитии завода и его электромобилях, на экскурсии по цехам завода, ответил Максим Клюшкин, руководитель проектов Московского автомобильного завода «Москвич». Ниже приведу основные параметры того, что мы увидим в ближайшее время, каков вектор развития, и какими будут электромобили «Москвич».
О заводе
Московский автомобильный завод «Москвич» постепенно набирает «обороты», то есть производственную мощность. Сейчас на заводе, по процессу крупноузловой сборки, выпускается две модели автомобилей — это бензиновый «Москвич 3» и электромобиль «Москвич 3е». Несмотря на то, что визуально это практически один и тот же кузов, но внутри это разные машины. Естественно, что кузов электромобиля, а следовательно, и все его силовые элементы были переработаны под электромобильный функционал, в частности под установку в полу кузова тяговой батареи ёмкостью 66 кВт*ч. Данная тяговая батарея позволяет проехать на одной зарядке до 410 км.
В этом году модельный ряд «Москвича» пополнит модель «Москвич 6». Будет ли у этой модели электрическая версия, сейчас не скажу. Но такой вариант был бы логичным, смотря на модель «3» и «3e».
В планах компании на этот год — собрать 10 000 электромобилей. А это практически 50% от существующего на сегодня электромобильного парка в стране. В следующем году должно быть произведено уже 20 000 электромобилей.
После того, как западные компании начали бежать из страны, лично у меня было опасение, что они могут целенаправленно уничтожать оборудование. И некоторые так и сделали. Но на бывшем заводе «Рено Россия» такого не получилось. Всё конвейерное оборудование сохранено и продолжает работать. Главное, что сохранился, практически в полном составе, коллектив предприятия. Большинство компетенций осталось на заводе — инженеры, рабочие, конструкторы, программисты роботизированных линий, менеджмент…
Помимо этого, на заводе идёт процесс постепенной модернизации всех технологических линий. Уже до конца года будет запущена в строй новая линия по сварке и покраске кузовов.
Что касаемо самого производственного и технологического оборудования, то ещё при «Рено» была начата подготовка к переходу на производственный стандарт «Индустрия 4.0». По понятным причинам этот процесс замедлился, но не остановился. Элементы этого пром стандарта будут постепенно внедряться. И как же было сказано выше — приоритетной задачей первого этапа было именно восстановление производства в принципе. А в этом процессе главное — люди, люди с производственным опытом!
Про электромобиль в принципе
Отвечая на вопросы, Максим Клюшкин отметил, что электромобиль «Москвич 3e», производимый сейчас, позволяет проехать на одном заряде до 410 км. И этого диапазона пробега на одной зарядке позволяет среднестатистическому городскому автомобилисту ездить на работу и обратно, а также по своим домашним делам, практически целую неделю. Что же касается коммерческого использования, то этого диапазона хватит городскому таксисту на полную дневную смену. И этого же диапазона точно хватит на день при эксплуатации в каршеринге.
И конечно одним из главных пунктов является экологичность электромобиля, благодаря которому воздух в мегаполисах будет становиться чище. Что мы сейчас и наблюдаем при замене дизельных автобусов на электробусы.
Про полностью отечественный электромобиль «Москвич»
Отечественная платформа для создания российских электромобилей — это, пожалуй, самый главный вопрос на сегодня. Она, безусловно, будет. И она уже разрабатывается.
Но необходимо понять. Что первоочередной задачей для самого «Москвича» — это было именно восстановление самого процесса производства, чтобы сохранить коллектив, чтобы сохранить рабочие линии и технологии. И именно поэтому, на первых порах, работа идёт по процессу крупноузловой сборки. Нельзя собственный, современный электромобиль создать по щелчку пальцев. На это нужно время, примерно 1,5 года. Но в это время завод должен работать.
Российская электрическая платформа для будущих электромобилей «Москвич» уже в работе, и по словам Максима Клюшкина, уже в 2025 году на заводе начнётся производство именно полностью российского электромобиля. Даже можно уточнить, что на базе одной электрической, модульной и масштабируемой платформы можно будет создавать несколько моделей электромобилей.
Полностью российская электрическая платформа, само собой разумеется, подразумевает практически 100-процентную локализацию основных тяговых и электронных компонентов. Московский завод «Москвич» является соседом по пространствую бывшего АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола), с Технополисом «Москва», где сейчас наживает свою новую производственную площадку компания «РЭНЕРА», а также располагается разработчик и производитель электроприводов компания «Приводная Техника». По словам Максима Клюшкина, сейчас «Москвич», в рамках работ по созданию собственной платформы, ведёт работы со всеми соответствующими российскими производителями, в том числе и по созданию российской тяговой батареи, и собственного электропривода.
Аккумуляторная, тяговая батарея — это важнейший энергетический элемент электромобиля. Но уже сегодня, несмотря на увеличение мощности зарядных станций до 400-600 кВт (в Китае), когда электромобиль можно будет зарядить «до полного» за 5-10 минут, быстрым темпом развивается технология быстрой смены тяговой батареи на зарядно-обменных станциях. Это то, что сейчас называется сервисом «аккумулятор как услуга». И это то, что конечно будет развиваться и у нас.
И это подтвердил Максим Клюшкин, сказав, что в будущей российской платформе электромобилей «Москвич» будет реализована технологи быстрой смены тяговой батареи. Так что российским разработчикам и производителям зарядного оборудования уже сейчас надо входить в контакт с разработчиками этой электромобильной платформы, чтобы создать отечественные роботизированные ЭнергоОбменные Станции (ЭОС). Это уже не далёкое будущее, это будет уже через 2, максимум 3 года.
Также важнейшим элементом безопасности электромобиля, а следовательно, и его пассажиров, является механическая безопасность аккумуляторного блока. Тут не автомобилистам пояснять что это и для чего. Просто вспомните для чего под картер ДВС двигателя ставится стальная плита защиты картера. Вот по тому же принципу сейчас доработаны электромобили «Москвич», и их тяговая батарея также защищается подобной плитой.
Одной из важнейших тем при проектировании электромобиля будет его безопасность. Причём безопасность не только для тех, кто внутри электромобиля, но и для тех, кто снаружи. Тут мы говорим про «звуковую» безопасность электромобиля, как автомобиля, который по своей сути практически бесшумен, особенно на малом ходу.
И именно этот момент также будет прорабатываться, чтобы на малом ходу, что важно для передвижения в пределах жилых зон, электромобиль был слышен для пешеходов.
P.S.
Рассказ Максима Клюшкина дал уверенности в том, что завод в надёжных руках, в том что разработчики отечественной платформы знают все мировые тенденции в электромобилестроении и они будут внедрены в российскую электромобильную платформу, которая станет основой для будущего модельного ряда уже полностью российских электромобилей «Москвич».
Это приятно, здорово, и правильно. И я это говорю, как в прошлом владелец 2-х Москвичей – «41-ого», и «Святогора». Конечно хотелось бы чтобы в модельном ряде будущих электромобилей «Москвич» появилась модель с кузовом кросс-купе, что было бы, на мой личный взгляд, логичным этапом эволюции ещё того, доРЕНОвского модельного ряда. На «Москвиче» работа идёт, работа большая и трудная. Но она необходима, а результат на выходе должен быть достойным.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!