Зелёная Точка Старта

ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как высокотехнологичные разработки челябинских инноваторов пробивают себе дорогу на внутрироссийский рынок

Одним из самых злободневных вопросов развития электромобильной отрасли является создание соответствующей инфраструктуры, разветвлённой сети зарядно-накопительных станций. В мире этот вопрос сейчас решается, каждый день открываются новые зарядные станции для электромобилей, или порты подключения. У нас в России эта тема, развивается, конечно, значительно медленнее, чем за границей, но так же в ближайшие годы получит необходимый импульс для роста. Позитивным является так же то, что у нас есть наши российские разработчики и производители необходимого оборудования. Один из них это ООО «НТЦ «Приводная техника», г. Челябинск.

Это многопрофильное предприятие, создающее промышленные сетевые накопители энергии (СНЭ), бытовые СНЭ, зарядные станции для электромобилей, электрические двигатели различного назначения.

Сегодня на мои вопросы ответит директор по маркетингу НТЦ «Приводная техника» Евгений Чупин.

Станислав Макухин (С.М.) — Евгений, здравствуйте. Я слежу за развитием вашей компании уже три года, с момента создания ИАП «ЗТС». Меня сразу привлекло, что на вашем сайте была представлена не просто зарядная станция для электромобилей собственной разработки и производства, но видение целого зарядно-накопительного комплекса. Это именно тот подход, который в будущем, скорее всего, станет основным для развития коммерческой зарядной инфраструктуры. Но сейчас, насколько я понимаю, получается реализовывать лишь фрагменты этой системы по отдельности.
На днях ваша компания поставила в Тюменскую область на опытную эксплуатацию свою промышленную систему накопления и хранения энергии.
Расскажите подробнее о вашей СНЭ.

Евгений Чупин (Е.Ч.) — Система накопления и хранения электроэнергии, которую мы презентовали в рамках Всероссийского вебинара- пилотный проект, который мы реализуем за счёт собственных средств. Это не совсем тот накопитель который мы предлагаем нашим заказчикам, он, скажем так, демонстрационный. Там реализована гибридная схема: с литий-ионной батареей и суперконденсаторами, к тому же имеется избыточное количество электрооборудования для того чтоб была возможность подключаться в различные схемы. Такой подход позволит нам в рамках одной пилотной установки провести  максимальное количество демонстраций различных режимов работы. Плюс стоимость данного проекта тоже значительная, поэтому хотелось максимально унифицировать систему, но при этом разработана типовая линейка промышленных систем накопления и хранения электроэнергии энергоемкостью от 250 до 1250 кВт*ч и мощностью от 250 до 2000 кВт., которые доступны для заказа.

Мы порядка 5 лет продвигали тему применения различных накопителей в промышленности и гражданском секторе, но рынок стал готов к данному продукту только сейчас. А большое количество запросов и интерес со стороны стратегических заказчиков подтолкнули нас к изготовлению пилотного образца и проведению данного мероприятия. Плюс мы даём возможность компаниям провести, своего рода, тест драйв Системы и убедить всех в экономической целесообразности применения накопителей в технологических процессах предприятий и пром объектов.

С.М. — А какие и чьи элементы стали основой батарейного блока? Об этом можно рассказать, если это не коммерческая тайна? Вы сказали, что они не отечественного производства, но у нас же есть производители литиевых элементов. Почему не получилось поставить их элементы, вопрос в цене, в ресурсе?

Е.Ч. — Сами элементы батарейных и суперконденсаторных блоков- иностранные. Причина простая — из всех наших производителей которым мы предложили поучаствовать в изготовлении демонстрационного образца снэ и предоставить нам свои элементы бесплатно на определенное время никто не согласился, все хотели их продать. А вот иностранные компании и их российские представители посчитали данный проект перспективным и предоставили нам свои элементы. Вопрос цены он тоже актуален, но если мы рассматриваем соотношение цена-качество-ресурс, то наш выбор все равно будет в пользу иностранных ячеек. По крайней мере, в данный момент времени. Хотелось бы отметить, что качество ячеек выпускаемы в нашей стране растёт, и мы уже пытаемся выстроить долгосрочные отношения в двумя нашими производителями литий-ионных аккумуляторов.

СНЭ НТЦ «Приводная техника»

WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.52
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.53
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.46
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.42 (1)
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.42
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.40
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.38
WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.52 WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.53 WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.46 WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.42 (1) WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.42 WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.40 WhatsApp Image 2020-06-03 at 13.56.38

С.М. — Вы так же начали производство бытовых СНЭ. Расскажите об этом продукте. Комплектующие, цена, ресурс…

Е.Ч. — Ещё не начали. Дата выхода продукта первый квартал 2021 года. Есть буклет, в котором вся эта информация представлена. Собственно задача данного продукта такая же как и у промышленных СНЭ, только в более скромных масштабах)

С.М. — В группу компаний на базе НТЦ «Приводная техника» входит ООО «Снежинский завод специальных электрических машин». Я верно понимаю, что это ваше подразделение производит зарядные станции для электромобилей? В 2018 году в Москве на территории филиала ПАО «МОЭСК» была установлена ваша зарядная станция. Как она себя показала? Ведь это, по большому счёту, был тестовый проект. И конечно хотелось бы понять, в чём отличие вашей станции от конкурирующих проектов.

Е.Ч. — Что касается зарядной станции (ЗС), в данный момент мы работаем над двумя новыми типами: ЗС постоянного тока и низкобюджетными бытовыми ЗС.

Проблема нашего продукта изначально была в неправильном позиционировании. Мы ориентировались сразу на коммерческие зарядные комплексы, и на инфраструктурные проекты которым бы необходима была увязка в единую сеть, а рынку оказались нужны самые бюджетные и простые варианты. По этой причине продажи пока не значительные. Что касается отличий, то здесь с одной стороны они все очень похожи, с другой стороны ЗС у разных производителей могут существенно отличаться по функционалу. Поэтому лучше брать два конкретных тех описания и сравнивать. Кому-то подойдут наши ЗС, кому-то ЗС конкурентов, но все они будут выполнять свою задачу — заряжать электромобили.

С.М. — Возвращаясь к началу, к проекту зарядно-накопительной стации. По сути, у вас сейчас есть все необходимые компоненты этого комплекса — зарядные станции, СНЭ, солнечные инверторы… То есть по идеи, это готовый комплект для полноценного коммерческого зарядного комплекса. Какие перспективы и варианты реализации в реале этого проекта? Какова его ориентировочная стоимость и срок окупаемости? Конечно, этот последний вопрос больше гипотетический, поскольку у нас сейчас нет необходимого количества электромобилей для полноценной загрузки подобной станции. Но расчёты вы, скорее всего уже делали.

Е.Ч. — Пока в нашей стране есть дешевый газ и низкая стоимость электроэнергии ни один такой проект не будет экономически оправдан. К тому же политика партии — развивать газомоторный транспорт, а это ещё один серьёзный барьер для развития рынка электромобилей и соответственно для развития коммерческих ЗС.

Опора на собственные силы…

С.М. — Про транспорт. Выше я уже упоминал про то, что вы производите электромоторы различного назначения. И вот я вижу фото, на которой ГАЗель с вашим электроприводом, и презентацию гибридного бульдозера. Расскажите об этих ваших проектах.

Е.Ч. — Что касается электрогазели. Началась эта история в далеком 2015 году, когда мы пытались выстроить отношения с группой ГАЗ. Мы знали что ГАЗ хочет приступить к разработке электрической газели, мы вышли на инженерный центр ГАЗ провели несколько презентаций и встреч для того чтобы попасть в этот проект в качестве разработчиков и изготовителей элементов тягового электропривода. На наше предложение представители ГАЗа отреагировали следующим образом: « Продемонстрируйте нам действующей комплект электрооборудования и после этого мы будем вас рассматривать». После этих слов нашим руководством было принято решение разрабатывать электропривод для ГАЗели. Это проект полностью финансировался за счёт собственных средств, Длился около полутора лет. В рамках данного проекта мы не просто разработали и изготовили комплект электрооборудования, но и приобрели реальную ГАЗль на которую смонтировали своё оборудование. Но и это не все, мы пошли дальше, совместно с нашими партнерами — компанией «Лионсистемс», провели полный комплекс испытаний и получили сертификат ОТТС. И чисто теоретически можем спокойно изготавливать электромобили на базе платформы ГАЗель Next. Следующий наш заход в Газ был уже с надеждой на сотрудничество и реальными результатами. Но нам просто было отказано. Главная причина- газ является акционерным обществом и одним из крупных акционеров там является крупный западный холдинг, который будет настаивать на применении исключительно иностранного электрооборудования. Так мы и остались без заказов но с электроГАЗелью. )) Которую сейчас и используем по назначению в рамках своего бизнеса.

С.М. — Про бульдозер ещё немного. В чём вообще смысл ставить на него генератор и электродвигатель? Что это даёт для экологии, насколько улучшает экологический класс машины? Сейчас многие производители специализированной, строительной и сельскохозяйственной техники не просто экспериментируют с электрификацией этого сегмента, но уже и серийно производят. К примеру, полностью электрические малые экскаваторы. Следующим этапом развития этого направления будет дополнение машины аккумуляторным блоком, при уменьшении объёма дизельного мотора? Кто основной партнёр в реализации этого проекта?

Е.Ч. — По поводу дизель-электрических бульдозеров. Для справки: первые дизель-электрические бульдозеры в мире были разработаны и запущены в массовое производство на нашем Челябинском тракторном заводе ещё в далеких 60-х годах прошлого века — ДЭТ-, на смену им пришлиДЭТ-320 а затем и ДЭТ-400. Таким образом, Советский Союз опередил весь мир на 50-60 лет. В 2013 году наша компания для ЧТЗ начала разработку тяговых электроприводов для новой линейки бульдозеров и фронтальных погрузчиков. У руководства ЧТЗ были планы по полной электрификации всей своей техники, но, к сожалению, в определенный момент времени руководство на заводе поменялось, и вектор развития также поменялся, причём кардинально. Новое руководство решило полностью отказаться от электротрансмиссии.  А спустя несколько лет завод вообще начал «валиться». Но наши работы в этом направлении не остановились. Для себя мы четко решили, что за такой техникой будущее, а колоссальное количество преимуществ такой техники позволит нам сразу вырваться в лидеры рынка. Так мы начали работы над дизель-электрическим бульдозером. На данный момент идёт сборка первого демонстрационного образца. И опять мы все финансируем за счёт собственных средств. Ни одного рубля не взяли у государства.

Основной партнёр — мы сами.

buldozer-bt-20e

С.М. — Под финал вопрос более общего характера. Затяжной экономический спад, а теперь и локдаун из-за так называемой пандемии, подкосили многих производителей и потребителей. Вы с оптимизмом смотрите в будущее, особенно учитывая электромобильную составляющую и рынок СНЭ?

Е.Ч. — Мы всегда с оптимизмом смотрим в будущее. Специфика нашей компании заключается в том, что мы работаем на разных рынках и производим достаточно широкий спектр электрооборудования — это позволяет нам нивелировать провалы в каких-то отдельных направлениях. Государство нам не помогает, но и не мешает, за что ему спасибо! «Врагов Родины» в нашей стране, которые препятствуют развитию технологий — достаточное количество, но таких компаний как наша, тоже не мало! Мы верим, что сможем вывести нашу страну в технологические лидеры. Так мы и живем 20 лет. Тихо «партизаним», создаём, зарабатываем и все вкладываем в новые разработки с верой в то, что рано или поздно наши продукты и решения «выстрелят»

P.S.

Спасибо Евгению за открытые и прямые ответы. Думаю, что для многих некоторые моменты станут настоящем откровением. У нас в стране есть всё необходимое для технологического рывка в новую транспортно-энергетическую эру — умные инженеры, проектировщики, менеджеры стремящиеся продвигать в России абсолютно назревшие технологии. И как видите, это не слова, это реальные и конкретные дела и продукты, что называется «в железе». Дело «за малым» — чтобы государство, в лице чиновников различного ранга, перестали лоббировать интересы только узкого круга компаний, а «лоббировали» бы интересы всего спектра российского производства, и особенно инновационного. В противном случае в нас, я говорю про страну в целом, всё чаще будут совершенно справедливо бросать напоминания про «батуты».

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: