Эстонская «Milrem Robotics», уже известная нашим военным по трофейной гусеничной платформе «THeMIS», представила на выставке IDEX 2025 в Абу-Даби свой новый боевой робот – безэкипажную боевую платформу «HAVOC 8×8 RCV».
Главная особенность «HAVOC 8×8 RCV» это уже даже не её «безэкипажность». В этом направлении сейчас есть множество разработок по всеми миру. И у нас в России есть такие системы, которые ранее уже представлялись на форуме «Армия». Главная особенность этой системы – это полноприводный гибридный электропривод.
Понятно, что «Milrem Robotics» не будет открыто рассказывать обо всех технических деталях, понимая, что OSINT* работа ведётся и с нашей стороны. Но даже по таким скудным открытым данным мы можем понять, что может лежать в основе такой системы и её потенциальные характеристики. Хотя, о некоторых её характеристиках создатели говорят открыто.
Кулдар Вяэрси, генеральный директор «Milrem Robotics»: «HAVOC RCV был разработан для обеспечения беспрецедентной манёвренности, в том числе и на высоких скоростях, что позволяет командирам эффективно проецировать силу на большие расстояния. Его прочная конструкция и усовершенствованная гибридная силовая установка позволяют интегрировать крупнокалиберное оружие, сохраняя при этом точность и превосходную смертоносность на поле боя. Являясь универсальным и надёжным мультипликатором силы, эта платформа переопределяет оперативную эффективность для сегодняшних динамичных и сложных боевых сценариев».
Немного технических характеристик HAVOC RCV.
«HAVOC RCV» — это модульная боевая платформа, которая может быть оснащена разнообразными видами вооружений и боевых модулей дистанционного управления, или же работать под управлением ИИ.
Собственный вес машины 15 тонн. Потенциальная полезная нагрузка до 5 тонн. Максимальная скорость HAVOC по обычной дороге по 110 км/ч, а по бездорожью и пересечённой местности до 50 км/ч. Машина справится с прямым уклоном до 60% и боковом до 40%. Дорожный просвет 44 см, а преодолеть вброд водную преграду может глубиной до 100 см. Бронезащита соответствует стандартам НАТО STANAG 4569.

Габаритные размеры — 6,8 х 2,8 х 2,7 м. Внутри вполне хватит объёма на весь комплект гибридного привода, включая тяговую батарейку примерно на 100 кВт*ч.
Восьмиколёсная формула имеет независимый, скорее всего, электропривод для каждого колеса, что потенциально делает платформу весьма живучей, даже в случае подрыва на мине 1-2-3 колёс.
Бесшумный призрак.
И вот тут самое главное. «HAVOC RCV» имеет гибридный электропривод. Глубину гибридизации мы не знаем. Но не сложно предположить, что на борту имеется ДВС двигатель-генератор, а также блок литиевой тяговой батареи, скорее всего на основе LFP, и соответственно электроприводы колёс.
Что это даёт?
Элементарно. И об этом пишет сам производитель: «…усовершенствованная гибридная электрическая трансмиссия, которая обеспечивает увеличенный запас хода и практически бесшумные возможности передвижения…»
Вспомните все наши материалы в ЗТС по этой теме за несколько лет, ещё даже до начала СВО! Я много лет говорю, что главным плюсом электрических технологий в боевых машинах являются их звуковая и тепловая незаметность.
Это же «ежу понятно», что при входе в зону боевого соприкосновения с противником такая машина может перейти в чисто электрический режим, практически бесшумно передвигаясь, к примеру, в лесистой местности. Работу любого ДВС двигателя можно услышать, что называется, за версту. И тем более сейчас создаются сканеры звуковых сигнатур, которые нацелены именно на выявление и идентификации техники по звуку её двигателей.
В данном случае, это будет практически бесшумно. «Призрак», которого не услышать, и не увидеть в тепловизор. Что может быть эффективнее и смертоноснее для боевой машины?
P.S.
Давайте честно. Надо отдать должное команде «Milrem Robotics». Они умело воплощают в жизнь, точнее в смерть, внедряют в боевую технику все инновации в транспорте. И да, конечно, наши затрофеят любую их разработку, разберут по винтику, проведут реверс-инжиниринг.
Но ведь здесь, в сфере внедрения новых технологий в оборонной и военной сферах, главное кто быстрее их внедрил в реальное производство, а соответственно и в боевые порядки. Кто это сделал раньше – тот потеряет меньше людей, как минимум.
* OSINT (open-source intelligence) — это разведывательная дисциплина и комплекс мероприятий, инструментов и методов для получения и анализа информации из открытых источников.