Электромобили «укореняются» в различных странах с различной скоростью. Но, одно точно — рынок бензина и дизеля они рушат планомерно и неотвратимо. У нас в стране с этим пока не столкнулись, потому как электрокаров ещё мало, хотя за прошлый год их парк вырос более чем на 50%.
Посему, изучать вопрос влияния парка электромобилей на рынок классических видов углеводородного топлива, а именно бензина и дизеля, мы будем, естественно, по Китаю. Там электромобилей уже столько, что они начали оказывать уже вполне статистически заметное влияние на топливный рынок.
Ничего лично – только цифры.
По сути, электромобильный бум в Китае начался только в текущем десятилетии. На конец 2024 года в Китае было зарегистрировано примерно 31,4 млн. автомобилей, классифицированных как NEV, то есть электромобилей и гибридов вместе взятых. Их этого числа чистых, аккумуляторных электромобилей 22,09 миллионов, что составляет 70% от всего парка NEV. Это соответствует тому, о чём я постоянно говорю в обзорах китайского рынка электрокаров – электромобили берут от 2/3 до 3/4 всего объёма продаж электрифицированных автомобилей. Среди новых автомобилей электрифицированные автомобили по итогу 2024 года взяли уровень в 45,3% доли рынка. И это на 13,7 % больше по сравнению с 2023 годом.

В целом парк электрических авто в Китае на сегодня взял отметку в 8,9% от общего количества автомобилей. При этом, с момента начала электромобилизации, в период с 2015 по 2024 год количество автомобилей в Китае увеличилось с 172 млн. до 353 млн. штук, а количество автомобилей на 1000 человек увеличилось с менее 130 до 251 штук.
При этом, только за предыдущие два года было продано около 10 и 12 миллионов электрических авто соответственно. Но электромобилизация началась в Китае ещё примерно 10 лет назад, так что сейчас уже начинается этап массового вывода из эксплуатации электромобилей «первой волны».
То есть, мы видим две параллельные тенденции – общий рост парка легковых автомобилей, с параллельным ростом спроса на электромобили и гибриды.
Как же это влияет на топливный рынок Китая?
Китайские статистики, так как они лучше знают свои национальные особенности, заявляют, что среднестатистический китаец на своём автомобиле проезжает примерно 12 000 км. в год. Это первая базовая цифра.
Далее, идёт раскладка по влиянию на топливный рынок классических ДВС авто, но только новых, а также гибридов.
Согласно данным компании «SAIC» средний расход топлива традиционных легковых автомобилей в Китае с 2020 года составил примерно 6,44 л/100 км. При этом, по оценкам Китайского института планирования нефти, среднее потребление топлива для новых пассажирских ДВС автомобилей в 2016-2021 годах сократилось с 6,88 л/100 км до 6,24 л/100 км, что даёт сокращение на 1,9% в год. И до 2030 года этот показатель будет падать со скоростью ~1,4% в год. То есть даже «классические» ДВС авто вносят свой вклад в снижение уровня потребления топлива.
Теперь мы добавляем сюда ещё гибриды (HEV) и подключаемые гибриды (PHEV). Они в среднем потребляют, опять же по оценками китайских «академических нефтяников», соответственно 5 л/100 км и 4 л/100 км. А это от 1,5 до 2-х с лишним литров топлива на 100 км меньше, чем на ДВС авто.
И вот, исходя из суммы всех вышеуказанных параметров, подсчитано, что только в 2024 году NEV автомобили заместили, то есть убрали с рынка, ~13,39 млн. тонн бензина, что составляет около 8,2% от общего потребления нефтепродуктов в течение всего года, а это, в свою очередь, на 2,7% больше, чем в 2023 году. В целом в 2024 году потребление бензина в Китае составило примерно 162,8 тонн, что на 2,8% меньше в годовом исчислении, в сравнении с 2023 годом. А в общем, всем объёмом новых электрифицированных ТС (всех видов – грузовых, легковых и так далее) было замещено ~ 49 млн. тонн топлива.

То есть мы видим тенденцию постепенно сокращения потребления бензина и дизеля. И тут отмечу, что речь идёт именно про легковые автомобили. А ведь в Китае ускоряющимся темпом электрифицируется и парк грузовых автомобилей, не говоря уже про общественный транспорт – электробусы.
Далее эксперты расходятся в оценках только скорость падения спроса углеводородное топливо для автомобилей. Эксперты из Международного энергетического агентства (МЭА) дают падение спроса на бензин и дизель на уровне 2,1% в год до 2030 года, аналитики китайской, гонконгской финансовой корпорации «CITIC Futures» дают более весомый уровень падения — 4%-5% в год к 2030 году.
Это видно и по рынку бензина, которым и заправляются в основном легковые автомобили. Более 95% потребления бензина приходится на автомобили. В 2024 году реальное потребление бензина в Китае составило около 162,8 тонн, что на 2,8% меньше в годовом исчислении, чем в 2023 году. Считаем, что это средний показатель между оценками МЭА и CITIC Futures. Потребление дизельного топлива в Китае достигло пика ещё в 2019 году, а далее только снижение со скоростью 3-5% в год к 2030 году.
Насколько эти все процессы реально серьёзны, глубинные и неотвратимые знаю и говорят об этом такие нефтегазовые гиганты, как PetroChina Group и Sinopec Group.
Согласно их аналитическим раскладкам, к 2030 году доля бензина и дизеля в автомобильном транспорте сократится с нынешних ~90% (то есть 10% уже забрало электричество) до 75%, а доля электроэнергии увеличится с нынешних 3% до 16%.
Кстати, я бы сказал, что это даже оптимистический прогноз для нефтяников. Ну они же сами его делали. В реальности будет ещё сильнее, точнее замещение будет иметь более весомые цифры.
Далее этот подтверждает процесс сокращения АЗС в стране – ожидается, что число АЗС сократится с нынешних 110 000 до 90 000 к 2030 году. А ещё больше это всё иллюстрирует вывод из эксплуатации мощностей нефтепереработки. Свои мощности сокращают PetroChina Dalian Petrochemical, Huaxing Petrochemical, Zhenghe Petrochemical и Changyi Petrochemical…

Сиаран Хили, нефтяной аналитик МЭА: «Новое энергетическое будущее Китая ускоряется. Мы видим, что среднесрочные прогнозы приближаются раньше, что влияет на форму роста спроса на нефть в Китае и мире, до конца десятилетия. Для мирового нефтяного рынка, который в течение значительной части века зависел от Китая в качестве одного из двигателей роста, это ослабит одну из основных потребительских столпов. На долю Китая приходится почти пятая часть мирового спроса на нефть, в том числе около четверти бензина…».
Похоже, что единственным сектором, где традиционное топливо ещё в силе, это авиация. Авиационный керосин пока особо нечем заменить.
P.S.
Мир изменился бесповоротно. Если закрыть глаза, и сказать, что «я этого не вижу», реальность не перестанет быть реальностью. Китай сейчас реальный двигатель технологической трансформации. Этого, конечно же боится тот же Трамп, спешащий спихнуть с США негодные активы, чтобы включиться в соревнование, если не в борьбу, с Китаем. Но это уже будет борьба на новом поле, на поле новой энергетики и транспорта, а не на поле нефтекачалок.