С момента начала мировой электромобилизации одним из важнейших вопросов отрасли и клиентского сервиса стал вопрос скорости зарядка тягового аккумулятора электротранспорта. И несмотря на то, что мощность зарядных станций постоянно растёт, а вместе с ней и мощность бортовой силовой электроники на самих транспортных средствах, а значит растёт и скорость зарядки, вопрос вариативности систем зарядки не ушёл с повестки дня.
Согласно мировой статистики ~3/4 зарядных сессий приходится на медленную, ночную зарядку. Если брать Китай в качестве примера, как безусловного лидера в электромобилизации, то здесь количество зарядных станций (говорим именно про зарядный терминал, в котором может быть от 1 до 3-4 зарядных портов) перевалило за 2 миллиона. К примеру, лидер зарядного сервиса в Китае, компания Teld New Energy Co на сегодня владеет 372 262 работающими зарядными терминалами. Следующими в тройке лидеров идут частная StarCharge и государственная электросетевая корпорация Китая State Grid, которые суммарно управляют ещё примерно 500 000 терминалами зарядки.
Что касается самих электромобилей, то только за прошедший 2022 год в Китае было произведено и продано около 6 млн. полностью аккумуляторных электромобилей. Программа по электрификации транспорта Катая принята на правительственном уровне и последовательно реализуется. Параллельно реализуется программа по созданию зарядной инфраструктуры. И вот здесь мы подходим к вопросу вариативности зарядных технологий. В правительственных документах Китая, в частности в совместном свежем документе Министерства промышленности и информационных технологий и ещё 8 министерств прямо говорится, что частью зарядной инфраструктуры являются ЭнергоОбменные Станции (ЭОС).
Технология роботизированной замены аккумуляторного блока на современном электромобиле была протестирована ещё на первых Tesla. Но эта компания приняла решение развивать фирменную сеть быстрых зарядных станций, отказавшись от технологии быстрой смены тягового аккумулятора. Как показало время, это было недальновидно.
Рост числа электромобилей, несмотря на развитие сети зарядных станций, и процента «ночной» зарядки, выявил проблему «времени» зарядки и наличия свободного зарядного порта. Не все готовы ждать даже 15-20 минут зарядки на быстрой станции, и тратить время на поиск свободного зарядного порта. Особенно это касается коммерческого сектора транспортной сферы — такси, каршеринг, логистические и службы доставки, строительная сфера. И естественным вариантом решения этой «проблемы» стала технология автоматической быстрой замены блока тягового аккумулятора на специальных роботизированных зарядно-обменных станциях.
Первым в Китае эту технологию на промышленно-коммерческом уровне внедрила частная автомобильная компания NIO, изначально разрабатывающая свои электромобили с учётом этой технологии. На сегодня компания запустила в работу уже 1 313 фирменных ЭОС, помимо 2334 классических зарядных комплексов с 13711 зарядными терминалами (то есть на каждом зарядном комплексе работает минимум 5 зарядных терминалов), мощностью 180 кВт и 250 А.
Зарядно-обменные станции – это, в основном, станции» контейнерного форм-фактора, в которых есть пост роботизированной замены аккумуляторного блока, и диагностическо-зарядный отсек, в котором в «револьверном» порядке находятся батареи. Такая станция позволяет владельцу электромобиля, в автоматическом режиме, менее чем за 3 минуты заменить разряженный тяговый аккумулятор на полностью заряженный. Этот сервис, или даже вариант бизнеса, называется «Аккумулятор как услуга».
На зарядно-обменной станции происходит не только замена разряженного аккумулятора на полностью заряженный, также в автоматическом режиме аккумуляторные блоки проходят постоянную диагностику, так что аккумулятор, на котором была выявлена неисправность уходит на ремонт или переработку, а не на подъехавший на замену электромобиль.
Затем к NIO присоединилась государственная нефтегазовая компания Sinopec, заключив соглашение строительстве не менее 5 000 ЭОС. Помимо этого, Sinopec развивает и собственную сеть по этой технологии, как для легковых электромобилей, так и для грузовиков. Также свои сети зарядно-обменных станций строят автопроизводители Geely, BYD, FAW, GAC, мировой лидер аккумуляторной индустрии компания CATL, и инфраструктурная компания Aulton New Energy, в сотрудничестве со State Grid. По некоторым оценкам к 2025 году в Китае будет действовать сеть из ~50 000 ЭОС.
Развивая свой электромобильный экспорт в Европу и другие регионы, китайские автокомпании, то же NIO, приводит туда и свой зарядно-обменный сервис. Свой совместный проект в развитии этой технологии реализуют в Китае Bosch и Mitsubishi.
Учитывая, всё вышесказанное можно со всем основанием говорить, что технология ЭОС придёт в Россию, а значит нашим производителям электромобилей, зарядного оборудования и операторам зарядных сетей надо задуматься над этим вопросом уже сегодня, когда мы только на старте электромобильного бума. Для многих автовладельцев важно, особенно передвигающихся на дальние расстояния, важна минимизация времени нахождения на зарядке, а значит технология ЭОС будет востребована на рынке.
Важный анонс!
В ближайшее время мы вам сообщим о разработке подобной технологии у нас в стране. Наши производители оборудования тоже не сидят сложа руки, а понимая пути развития зарядной инфраструктуры тоже готовы предложить свои варианты систем ЭОС.
Терминология:
ЭнергоОбменные Станции (ЭОС) [© ИАП «Зелёная Точка Старта» (ИАП ЗТС)] — это понятие вводит портал «Зелёная Точка Старта», чтобы заменить англицизм SWAP-станции, в соответствии с законом о русском языке.
Зарядный комплекс — аналог бензиновой АЗС, с несколькими раздаточными колонками,
Зарядный терминал — аналог раздаточной колонки на АЗС, с несколькими «пистолетами» под разное топливо,
Зарядный порт — аналог «пистолета» на раздаточной колонке на АЗС, под различные стандарты зарядки и мощность.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!