Итак, Дональд Трамп вступил в должность, и, как и обещал, начал штамповать новые указы, исходя из своего видения мира. Интересно было послушать вступительную, инаугурационную речь нового главы США, в которой чётко видно и понятно, что он будет делать.
В данном случае, в речи Трампа, было несколько важных моментов. Некоторые из них ранее анонсировал Илон Маск, будучи одним из советников нового главы государства.
Противоречивый Дональд Трамп.
Как я и писал ранее, очевидно, что, даже вложившись большими деньгами в избирательную компанию Трампа, своими информационными ресурсами, своим авторитетом, Маск не сможет полностью «контролировать» политику администрации Трампа. В него вкладывались также и нефтяники, и газовики. Так что тут будет вынужденный компромисс.
Трамп заявляет о создании департамента эффективности работы правительства, и об американском флаге на Марсе. Это, безусловно, посыл в сторону Маска. Бюрократия, плодящая сама себя, это зараза для любого государства. И как говорит Александр Лукашенко, надо периодически «перетряхивать чиновничий аппарат». Только там вместо буквы «я» в оригинале звучала буква «а». Вот этим и займётся Маск в DOGE.

Но также Трамп заявляет об отмене «зелёной сделки», и выходе из Парижского соглашения по климату, отмене субсидий на электромобили, и отмене политики наибольшего благоприятствования для электрокаров в стране, а также запуск массированной добычи нефти и газа.
Флаг на Марсе, это безусловно «зелёный свет» программе Илона Маска по Starship. И для Илона это главное. Здесь США, Илон Маск и SpaceX безусловные лидеры. И упускать это лидерство они не захотят. Конечно, китайцы постараются догнать штаты, поднатужившись и дав полную свободу действий для своих частных компаний. Но тут результат для китайцев не гарантирован, а фора у Маска очень значительна.
А вот отмена субсидий на электромобили… Тут несколько интереснее. Маск и ранее заявлял, что для Tesla, в принципе, эти субсидии уже и не нужны. Компания и так завоевала сердца и рынок, став одним из крупнейших американских автопроизводителей. Ну и нынешний статус Маска гарантирует в принципе неприкосновенность компании в США, да и в Китае. Только в Европе у Tesla могут возникнуть трудности, но уже по политическим мотивам.
Но как это коснётся других американских автопроизводителей?
Тут, прежде всего, интересно будет понаблюдать за судьбой Rivian. Они успели в конце прошлого года получить госкредит в 6 млрд.$ на строительство своего второго завода. А остальные? Самое интересное, что и старые американские автогиганты уже перестроились на производство электромобилей. Они вложили в эти технологии миллиарды долларов, и главное, есть постоянно растущий спрос на электромобили. Они построили свои аккумуляторные заводы, создали линейки электромобилей на любой вкус и кошелёк. Они что, всё это свернут, потому что Трампу надо «отрабатывать» предвыборную поддержку от нефтяников и газовиков? Нет, конечно же. Напомню, что во время своего первого президентского срока Трамп даже обвинил главу GM Мэри Барра, что она «всадила ему нож в спину», запустив производство электромобилей.

Так что, запустить новую массированную добычу нефти и газа, и отменить субсидии на электромобили, это одно, а вот как это будет в реальности, это совершенно другое. При этом, такой политикой Трамп, своими же руками, сам создаёт предпосылки для ещё большего лидерства Китая в инновационных транспортных и энергетических технологиях. Китай не будет «садиться на иглу» американской нефти, газа или угля. У Китая собственный путь.
И тут некоторые наши российские «эксперты» начали давать практически апокалиптические прогнозы:
«…Может привести [политика Трампа] к падению производства и импорта электромобилей и далее по цепочке к сокращению спроса на литий, который в свою очередь будет давить на его и без того невысокие цены…»
Ещё одна чушь, от неуглублённых в тему людей, которых почему-то называют экспертами. Горнорудная и перерабатывающая промышленность столь же сильна, как и углеводородная. Причём, в самих США литием занялись даже некоторые нефтяные компании, диверсифицируя свой бизнес, и понимая направления развития спроса. В частности, Exxon Mobil объявила о подписании соглашения о поставках лития для LG Chem. Контракт предполагает поставку 100 000 тонн карбоната лития из Арканзаса на новый завод LG Chem по производству аккумуляторов в Теннесси. Ранее Exxon Mobil подписало аналогичный договор на поставку лития для SK On для их аккумуляторного завода в Джорджии. Exxon Mobil начала собственную разработку нового литиевого месторождения в Арканзасе, объём которого оценивается в размере от 5 до 19 миллионов тонн.

А ещё есть новый литиевый рудник в Неваде. Там уже начались работы по созданию инфраструктуры добычи и переработке исходного сырья. Этот проект компании «Ioneer», расположенный примерно 362 км к северу от Лас-Вегаса, содержит достаточно лития для производства тяговых батарей примерно для 370 000 электромобилей каждый год. Строительство планируется начать в текущем году, а производство начнётся к 2028 году.

А ещё есть литиевые проекты в Калифорнии, в Северной Каролине. Причём, все эти проекты вместе взятые, фактически, делают США вполне самодостаточной страной в плане лития. Что самое интересное, к примеру, литиевый проект в Северной Каролине имеет важное значение для мин обороны США, и там работы ведутся «…в соответствии с Законом об оборонном производстве (DPA)… Это соглашение представляет собой продолжение пятилетнего инвестиционного плана MCEIP по обеспечению цепочек поставок полезных ископаемых и материалов, критически важных для Министерства обороны и коммерческого сектора. Министерство обороны намерено продолжать работать с промышленностью, чтобы обеспечить постоянную доступность этих важнейших ресурсов».

Так что, политика Трампа будет весьма противоречива, похожа на басню про «лебедя, рака и щуку», где каждый в его администрации будет тянуть одеяло на себя. Трамп, безусловно будет «отрабатывать заказ» нефтегазовиков. Но и противоположный, литиевый и электромобильный сектор также сильны. Это миллиарды долларов вложений, это оборудование и заводы, это сотни тысяч, если не миллионы рабочих мест, если считать всю отрасль целиком.
Так что, своими антиэлектромобильными указами Трамп не сможет остановить и перебороть этот вектор развития. Да и авторитет Илона Маска не даст ему это сделать. Единственное, что сможет Трамп в этой сфере, так это постараться замедлить внутреннее развитие, в угоду производителей нефти и буровиков. И опять же, это даст ещё большую фору китайским компаниям. Которые также будут усиливать свои позиции в Европе, открывая там свои сборочные заводы.
И что, от этого выиграет американский автопром?
Дональд, тут «и рыбку съесть, и на ёлку залезть» не получится.
Но есть и плюсы в первых действиях Трампа.
Конечно, большой плюс Трампу, что он объявил о прекращении безобразия трансгендеров, «радужных» извращенцев, и признал несправедливой политику COVID-истерии (а это камень в огород бигфарме). И ещё позитивно, это артикулирование принципов свободы слова. Политическую цензуру в Твиттере (до его покупки Маском, и трансформировании в «X»), и «мордокниге», я смог испытать на себе. «X» при Маске держит марку свободной площадки, дело за другими.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!