С 6 октября 2025 года один из крупнейших операторов зарядной инфраструктуры, сеть зарядных станций Evika, изменила тарифы на электроэнергию для электромобилей. Новые расценки касаются как физических лиц, так и корпоративных клиентов.
Для начала также отмечу, и это специально для скептиков и противников электромобилей, что в Беларуси один из самых чистых энергобалансов мире. То есть, образно выражаясь, электричество в розетке чистое.
Только одна Белорусской АЭС поставляет на республиканский рынок до 40% от всего объёма потребляемой электроэнергии. Развиваются и возобновляемые источники энергии – солнечные, ветровые электростанции, мини ГЭС, газовая генерация, местами торф и биомасса. В целом Беларусь уже практически на 2/3 использует собственные «виды топлива» для генерации.

Так что развитие электромобильности в Беларуси – это естественный ход развития. И теперь к конкретным цифрам.
Новые тарифы Evika (Беларусь).
| Категория пользователей | Тип зарядки | Новый тариф, Br/кВт·ч | В рублях РФ (≈ ₽ × 27,2) |
| Физлица | AC (медленная) | 0,47 | ≈ 12,78 ₽ |
| Физлица | DC (быстрая) | 0,63 | ≈ 17,14 ₽ |
| Юрлица / ИП | AC | 0,39 | ≈ 10,61 ₽ |
| Юрлица / ИП | DC | 0,53 | ≈ 14,42 ₽ |
Почему Evika повысила тарифы.
В компании пояснили, что рост связан с увеличением стоимости электроэнергии и обслуживанием оборудования. И это объективный факт. Инфраструктуру надо развивать и обслуживать. При этом тарифы остаются регулируемыми и согласованными с госструктурами.

По словам представителей Evika, повышение также позволит расширять сеть и ускорить строительство новых станций в регионах.
Evika и Malanka: на чём играет соперничество.
В Беларуси специфическим путём развивается зарядный сервис. Тут есть несколько операторов, но все они, в основном, это госкомпании. Главными «игроками» являются Сеть Malanka (управление Белоруснефть), и Evika (РУП «Белтелеком»).

Сеть Malanka, «шагающая» к отметке в 800 зарядных станций, ранее в этом году также поднимала свой тариф. С1 апреля 2025 года — до 0,46 Br/кВт·ч (12,51 руб. ₽) на медленных зарядках и до 0,61 Br/кВт·ч на быстрых (16,59 руб. ₽). Также сеть ввела «штрафной тариф» за использование коннектора после зарядки: первые 20 минут — бесплатно, дальше — 0,30 Br/мин (8,16 руб. ₽).
Сеть Evika пока меньше, у неё сейчас менее 300 станций.

Таким образом: Malanka — монумент сети, Evika — амбициозное расширение от госоператора. И между ними даже есть некая тарифная конкуренция.
Снова про «штрафной тариф».
Введение тарифа за занятие порта — это не жестокий каприз владельце зарядных сетей, а функциональный инструмент. Цель элементарна — заставить освобождать станции по окончании зарядки и снизить очереди.
«Штрафной тариф» работает как стимул. У той же Evika он небольшой, но если «застояться», то набежит немало. Тут же плата уже не за кВт*ч, а за минуту.
В Беларуси Evika просто заслуживает уважения: даже госоператор не боится брать деньги за простои, потому что понимает — инфраструктура должна работать, а не простаивать.
Напомню, что мы здесь, в России, также обсуждали этот вопрос с «капитанами» зарядной отрасли.
Сравнение тарифов белорусский сетей с Россией.
Сейчас в России стоимость зарядки электромобиля в сетях крупных операторов в текущем, 2025 году, составляет:
- Медленная зарядка (AC) — 13–19 ₽/кВт·ч
- Быстрая зарядка (DC) — 19–25 ₽/кВт·ч
Таким образом, даже после повышения тарифа Evika остаётся немного дешевле аналогичных сетей в России, особенно в сегменте быстрых зарядных станций.
Региональные итоги и тенденции.
Белорусская сеть Evika активно расширяется. Руководство компании обещает, что до конца 2025 года сеть возьмёт отметку 300 зарядных точек, включая «быстрые» станции вдоль трасс М1 и М6.
В России темпы роста зарядной инфраструктуры также ускоряются — за 2025 год ожидается ввод ещё около 2500 станций, преимущественно в города-миллионниках, областных и республиканских центрах, а также на федеральных и региональных трассах.
Обе союзные страны практически синхронно развивают свою зарядную отрасль, несмотря ни на какие кризисные явления, и даже принимая в учёт, что доля электромобилей пока остаётся невысокой — менее 1 % автопарка. Создающие зарядный сервис сейчас – смотрят в будущее.
Прогноз.
Рост тарифов в Беларуси, как ожидается, не окажет существенного влияния на спрос в ближайшие месяцы. По прогнозам аналитиков, рынок зарядных услуг в стране вырастет на 15–20 % в 2026 году, а число электромобилей превысит 25 тыс. штук.
В Беларуси более мягкие тарифы на ввоз импортных электромобилей, чем России. Так что, даже несмотря на маленький объём авторынка Беларуси в абсолютных цифрах, в процентах рост парка электромобилей Беларусь точно не отстаёт от России.
P.S.
Повышение тарифов Evika — естественный шаг на фоне роста энергозатрат и расширения инфраструктуры. Даже после изменений сеть остаётся конкурентоспособной и по-прежнему играет ключевую роль в формировании белорусского рынка зарядных станций.
А читателям: запомните:
- Проверяйте условия «штрафного тарифа» при зарядке.
- Не держите машину на станции без надобности.
- И радуйтесь: конкуренция между Evika и Malanka — это лучший сигнал, что электрозарядный сервис в Беларуси постепенно становится зрелым рынком.