Беларусь - локомотив развития электротранспорта Союзного государства России и Беларуси - Зелёная Точка Старта

Зелёная Точка Старта

ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Беларусь — локомотив развития электротранспорта Союзного государства России и Беларуси

Правительство Беларуси в этом месяце утвердило республиканскую Комплексную программу развития электротранспорта на 2021–2025 годы, которая закреплена постановлением Совета Министров от 9 апреля 2021 года №213. Планируется, что реализация программы решит задачи по организации производства в республике грузового, пассажирского, специализированного, легкового и индивидуального электротранспорта, локализации базовых компонентов и элементов инфраструктуры, а также создание инфраструктуры для электротранспорта, в том числе в виде развитой общенациональной сети электрозарядных станций (ЭЗС). В Постановлении подчёркивается, что комплексное развитие электротранспорта в Беларуси позволит создать новые точки роста экономики, а также обеспечит решение вопросов «…обеспечения эффективной занятости и развития человеческого потенциала, роста импортозамещения и диверсификации экспорта товаров и услуг, эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики, а также направлена на создание развитой бизнес-среды и устойчивой инфраструктуры, обеспечение мобильности, формирование качественной и надежной транспортно-логистической системы и транспортной инфраструктуры».

Беларусь уже несколько лет проводит последовательную политику создания условий для развития всего спектра электротранспорта и инфраструктуры. Идут инвестиции в разработку и производство электротранспорта, начиная от электрических средств личной мобильности и заканчивая электробусами. В республике производятся собственные зарядные станции, а государственная нефтяная компания «Белоруснефть» создаёт под брендом Malanka сеть зарядных станций для электромобилей. Процесс идёт хорошим темпом, а новое решение Правительства Беларуси подтверждает стратегический характер развития этого направления.

В общих положениях Постановления приводится объективная оценка и статистика, показывающая мировые тенденции в развитии электромобильной отрасли. Притом, что статистические данные даются на 2019 год, надо понимать, что даже кризис 2020 года не только не притормозил мировой тренд на электромобилизацию, но даже укоренил и развил его, одновременно снизив у потребителей покупать бензиновые и дизельные автомобили.

Беларусь — в ногу с прогрессом

«…Производство и использование электротранспорта выступает одним из наиболее современных трендов, способствующих повышению эффективности использования ресурсов, более широкому внедрению чистых и экологически безопасных технологий. К преимуществам электротранспорта относятся: энергоэффективность, более высокая производительность по сравнению с транспортом, использующим двигатели внутреннего сгорания (далее – ДВС), сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды и повышение безопасности на дорогах. В 2019 году количество легковых электромобилей (включая гибридные) в мире увеличилось на 40 процентов и достигло 7,2 млн. единиц. В последнее десятилетие ежегодный прирост количества электромобилей превышал 50 процентов.
В дальнейшем рынок будет расти по мере падения цен на батареи и повышения «удельной плотности энергии», развития инфраструктуры для зарядки и распространения продаж на новые регионы. Предполагается, что по итогам 2020 года количество электромобилей составит 8,5 млн. единиц (0,7 процента глобального автопарка, оцениваемого на уровне 1,2 млрд. единиц), в 2030 году – 116 млн. единиц (8 процентов глобального автопарка, оцениваемого на уровне 1,4 млрд. единиц). Будет постоянно увеличиваться доля автомобилей с тяговыми аккумуляторными батареями.
Компания «Geely Group» (Китай), создавшая на территории Беларуси совместное предприятие по производству легковых автомобилей – СЗАО «БЕЛДЖИ», занимает девятое место в мире по продажам «подключаемых» электромобилей. Объем их продаж в 2018 году составил более 82,5 тыс. единиц (5,7 процента от топ-10 мировых производителей), в 2019 году – 121,8 тыс. единиц (7,3 процента от топ-10).
По данным Международного энергетического агентства, доля электромобилей (включая гибриды) в общем количестве регистраций автотранспорта в 2019 году в Германии, Франции, Великобритании составила порядка 2,8 процента (108 630, 61 350 и 75 140 единиц соответственно), Швеции – 11,4 процента (40 700 единиц), Нидерландах – 15,1 процента (67 520 единиц). Лидер по доле регистраций электромобилей – Норвегия (55,9 процента, или 79 640 единиц); ее правительством поставлена задача полного отказа от использования автомобилей с ДВС к 2025 году.
В развитых странах на долю электротранспорта (электромобили, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда) приходится половина перевозок пассажиров. В конце 2018 года в эксплуатации, по разным оценкам, находилось от 385 до 460 тыс. городских электроавтобусов (оценочно – 13 процентов от мирового парка городских автобусов).
В области разработок и применения пассажирского электротранспорта выделяются два основных направления:
электробусы с быстрой зарядкой (3–8 минут) для городских и иных перевозок по коротким маршрутам;
электробусы с батареями повышенной емкости для длительной работы с зарядкой (8–10 часов), как правило, в ночное время суток.
На настоящий момент электробусы, как правило, снабжаются электричеством с помощью зарядных устройств, расположенных в депо и (или) конце автобусных маршрутов. Обзор, проведенный в европейских городах, являющихся крупными потребителями электробусов, показывает, что подавляющее большинство из них (около 90 процентов) используют ночную зарядку в депо при параллельной быстрой зарядке в рабочее время.
В последнее время активно развивается производство перронных электробусов для перевозки пассажиров в аэропортах. Перспективность этого рынка, помимо повышения эффективности и сокращения экологической нагрузки, определяется востребованностью авиасообщения, актуальной в условиях роста численности населения мира.
Прогнозируется, что к 2021 году количество электробусов в мире составит порядка 500 тыс., парк электрических развозных фургонов и электрогрузовиков – около 400 тыс., двухколесных электроскутеров и электробайков – 184 млн.
Наиболее развитыми сегментами мирового рынка электротранспорта являются городские электробусы (33 процента от всех продаж таких машин), а также двухколесные электроскутеры и электробайки (30 процентов рынка). Прогнозируется, что к 2030 году доля электробусов составит 67 процентов данного сегмента рынка, удельный вес электрических двухколесных транспортных средств вырастет до 47 процентов. В производстве электрогрузовиков применяется как модификация классических моделей с ДВС, так и разработка принципиально новых моделей. Грузовой электротранспорт (включая электрокары, электротележки, электротягачи, электропогрузчики и другое) применяется в перевозках, требующих большого коэффициента полезного действия. В частности, грузовые троллейбусы используются в открытых карьерах, а электропоезда и электровозы постоянного и переменного тока – на железных дорогах.
Перспективным направлением является применение грузовых электромобилей в городских условиях. Это обусловлено снижением требований к ёмкости аккумуляторных батарей и возможностью оптимизации зарядной инфраструктуры.
Растущий интерес к средне- и большегрузным автомобилям с низким или нулевым уровнем выбросов проявляют крупные логистические компании. В европейских странах отдельные производители (компании «DAF», «MAN», «Mercedes», «Volvo») поставляют электрические грузовые автомобили среднего класса автопаркам, обслуживающим розничную торговлю продуктами питания, логистические компании и коммунальные службы, на тестирование. Прогнозируется рост конкуренции на рынке грузового электротранспорта, связанный с повышением спроса на него.
Высокой потенциальной ёмкостью отличается рынок коммунальной техники с электрическим приводом. Крупные производители (компании «MAN», «Volvo», «Daimler Trucks», «BYD», «КамАЗ») ведут разработки по данному направлению и уже имеют в модельном ряду электромусоровозы.
Ожидается быстрое расширение модельного ряда электротранспорта. В 2022 году на мировом рынке будут продаваться свыше 500 моделей электромобилей против порядка 100 на настоящий момент. Расширение выбора и конкуренция, которая будет дополнительным фактором снижения цен (в том числе вследствие снижения стоимости аккумуляторов при одновременном значительном улучшении их характеристик по удельной плотности энергии и увеличении скорости зарядки), станут стимулами для потребителей, ориентированных на электромобили.
Рынок электромобилей в Республике Беларусь находится в стадии формирования. Спрос на персональный электротранспорт удовлетворяется за счёт импорта. В Республике Беларусь зарегистрировано 3,1 млн. легковых автомобилей, в том числе около 1600 электромобилей (удельный вес – 0,05 процента), в России – 44,5 млн. легковых автомобилей, в том числе порядка 8000 электромобилей (0,02 процента), в Украине – 8,4 млн. легковых автомобилей, в том числе 24 000 электромобилей (0,3 процента)
«.

Как мы видим, исходя из последнего абзаца, даже, несмотря на все перипетии последних лет, перечислять, которые смысла нет, Россию по электромобилизации обходят и Украина, и Беларусь. А результаты Украины просто удивляют, зная то, что там происходит последние 7 лет.

электробус МАЗ

Одними из важнейших и интереснейших пунктов Комплексной программы являются пункты подраздела «Научное обеспечение развития электротранспорта», в которых перечисляются задачи, которые важны как для разработки и производства электротранспорта, так и последующей его эксплуатации, и рециклинга компонентов. Особо хочу подчеркнуть момент про Рециклинг. До сих пор появляются «умники», которые почему полагают, что те, кто развивает электротранспорт это люди с узконаправленным мышлением. Всё совершенно наоборот. Сейчас, в ответственных странах, и ответственными производителями, просто невозможно что-либо разрабатывать и производить, заранее не предоставив план и предложения по устойчивой эксплуатации и последующей переработке техники и её компонентов.

экспортный вариант электробуса от Белкоммунмаш

Вот ещё несколько пунктов Комплексной программы, нацеленных на создание научных заделов для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге за счёт разработки:

  • тяговых электродвигателей и систем управления (инверторов) для транспортных и технологических машин;
  • модульных систем накопления энергии на базе литийсодержащих элементов для электромобилей и стационарных установок;
  • типоразмерного ряда высокоскоростных коробок передач для силовых электроприводов транспортных машин;
  • технологии изготовления графеновых компонентов и графено-свинцовых аккумуляторов повышенной эффективности;
  • технологии изготовления экранирующих покрытий от электромагнитных полей для компонентов электротранспорта; интеллектуальной системы зарядки электромобилей на основе технологий «умные сети электроснабжения» (smart-grid);
  • базовой технологии переработки литий-ионных ячеек с применением методов гидрометаллургии;
  • технологического процесса восстановления и вторичного использования отработанных литий-ионных аккумуляторных батарей;
  • концепции перспективного модельного ряда электромобилей многофункционального назначения с кузовом каркасно-панельной конструкции, экспериментального образца базового шасси и его изготовления.

Как вы видите, белорусская программа очень хорошо проработана, и в ней освещены, и должны быть соответствующим образом решены все актуальные вопросы и задачи. Белорусским производителям поставлены конкретные задачи, которые соответствуют их компетенциям, и сроки их реализации.

Компании «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» поручено разработать, изготовить и испытать экспериментальный образец карьерного самосвала на аккумуляторных батареях. ОАО «МАЗ» должен создать грузовой электромобиль с полной массой не более 12 000 кг, грузоподъёмностью 4400 кг и запасом хода не менее 200 км. Мощность силовой установки должна составить – 130 кВт, а ёмкость литий-ионной батареи – 175 кВт*ч. ОАО «Могилевлифтмаш» и ОАО «Измеритель» поручено разработать собственные тяговые электродвигатели и силовые инверторы для легкового, грузового и пассажирского электротранспорта. И так по каждому пункту.

Беларусь на постсоветском пространстве является бесспорным лидером в области электрификации транспортной сферы. В немалой степени это заслуга лично Президента Беларуси Александра Лукашенко, который не просто сумел сохранить советский производственный потенциал, доставшийся республике после развала СССР, но модернизировал его, а теперь, лично контролируя процесс, ведёт республику в новую транспортно-энергетическую эру. Уважаемые читатели, отбросьте политическую демагогию, и посмотрите на реальные дела. Они говорят сами за себя!

P.S.

Программа, которую я постарался в этой статье описать настолько объёмная, что в рамках одной статьи её представить просто невозможно. Поэтому вы сами можете изучить её, скачав из приложенного файла, или по ссылке на Национальном правовом интернет-портале Республике Беларусь.

kompleksnaya-programma-razvitiya-elektrotransporta-v-belarusi-2021-25-g

___________________________

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
%d такие блоггеры, как: