Состоялся 6-ой полёт системы Starship — Super Heavy. От Илона Маска и SpaceX всегда ждёшь, что каждый новый старт будет новым шагом вперёд. Насколько в этот получилось сделать этот шаг вперёд трудно сказать, но точно, что было не скучно.
Starship — Super Heavy — подъём.
Старт «Starship — Super Heavy» состоялся точно по расписанию. Тут всё было уже без чего-то необычного. Хотя. Всего за 6 стартов полноразмерного изделия SpaceX научила летать сверхтяжёлый многоразовый ускоритель «Super Heavy».
Помните сколько было сломано копий по теме, а можно ли синхронизировать работу аж 33-х двигателей. Можно. Двигатели «Super Heavy» чётко отработали свою циклограмму работы на всех этапах полёта – старт, разделение, курс на возвращение, повторное включение двигателей на торможение. Ничего необычного, практически как с «Falcon 9».
Но случилась одна весьма досадная неприятность, которая не позволила 2-ой раз поймать ускоритель манипуляторами Мехазиллы на стартово-посадочном комплексе. В результате «Super Heavy» пришлось отклонить на приводнение в водах Мексиканского залива. Фактически, утопить «Super Heavy». Причём, ещё раз отмечу, даже на участке приводнения все двигатели «Raptor» отработали штатно. То есть тут уже практически всё доведено до идеала. Однако, бустер «утопили».
Причиной такой незапланированной концовки для «Super Heavy 13», скорее всего, стало повреждение аппаратуры «ближнего привода», расположенной на верхушке стартовой башни. Это не позволило бы точно синхронизировать и позиционировать бустер на этапе захода в створ захватов Мехазиллы. И чтобы не устраивать «огненное шоу» на стартовом комплексе, ускорителю дали команду садиться на воду.
Повреждение аппаратуры «ближнего привода» (моё определение), вероятно, произошло в момент подъёма ускорителя. Предположу, что ускоритель на какие-то секунды и доли градусов раньше начал отклонение, и след от работы двигателей повредил шпиль на вершине башни, на котором и находится часть важного оборудования. Тут есть единственный вывод – защитить и резервировать необходимое оборудование. Это не сложно по большому счёту, и к следующему уже 7-ому старту эту проблему решат.
«Starship 31» – банан.
После полёта, а напомню, что это изделия «Starship 31 — Super Heavy 13», это были последние изделия первого тестового поколения, у меня появилось чувство, что Маск и SpaceX решили несколько расслабить и даже поюморить.
Ну только с юмором можно воспринимать, что первой «полезной» нагрузкой прототипа гигантского космического корабля был обычный банан, а не, к примеру, Tesla Cybertruck, ну, или хотя бы стек из нескольких спутников Starlink, что было бы логичнее.
Вспоминаем, что первой «полезной» нагрузкой первой тестовой миссии «Falcon Heavy» 6-ого февраля 2018 года стал электрический спорткар «Tesla Roadster».
А тут, нате вам, банан. Ну не шутка ли?
Правда поговаривают, что банан «выиграл», потому что разрешение на другую нагрузку трудно было бы получить у чиновников FAA в короткое время.
Ну банан, так банан. Тоже креативно.
Для последнего «Starship 31» первого поколения была своя особая задача. Точнее их было 4.
- Перезапуск двигателей Raptor в вакууме.
- Дневная посадка корабля.
- Более высокий пиковый нагрев (более крутой) при входе в атмосферу
- Более быстрый/сложный захват ускорителем.
Сам «Starship 31» имел несколько модификаций, по сравнению с предыдущим изделием. На корабле, на некоторых его местах, были демонтированы плитки теплозащиты, местами были применены новые материалы в термозащитном слое. И судя по программе его полёта, корабль должен был входить в атмосферу на более экстремальном режиме, чем предыдущий.
Однако, «Starship 31» не только прошёл этап аэродинамического торможения практически без повреждений, но и точно вышел на точку приводнения. И в этот раз приводнялся он в светлое время суток в районе посадки, так что визуальный контроль был полным.
Что дальше?
7-ой полёт может состояться, как некоторые предполагают, в течении 1,5 – 2 месяцев. На нём, вероятно, будет предпринята попытка «поймать» не только ускоритель, но и сам корабль. Хотя, я бы тут перестраховался. Если «Super Heavy» один раз уже поймали, а в это раз этого не удалось сделать не по вине самого бустера, то со «Starship» такого ещё не делали.
Было бы правильней в этот раз вывести «Starship» на точку для приводнения, недалеко от Starbase. Посмотреть в каком состоянии выйдет на ней корабль, а уже в следующий раз заводить его в створ захватов Мехазиллы.
Шаг за шагом. Ведь как гласит китайская мудрость, «дорога в тысячу ли начинается с одного шага».
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!