Выборы в Сербии прошли, политические баталии утихли, а частью этих баталий был и литиевый вопрос. И теперь, когда всё спокойно, видимо, пришло время взяться за литий. Кстати, напомню, что в течении нескольких месяцев перед выборами в Сербии местами проходили массовые акции протеста, против добычи лития в Сербии силами австралийской компании Rio Tinto. Однако, и про это заявляли сами власти страны, противники добычи лития по проекту Jadar были не очень уж и самостоятельны, и ангажировались другими западными организациями, такими как Фонд Рокфеллера, Агентство США по международному развитию (USAID), Фонд «Открытое общество», Национальный фонд в поддержку демократии, Альянс краевых спонсоров и многие другие. Она также указала на Вестминстерский фонд демократии, Британский совет, Фонд Генриха Белля из Германии, Ривервотч из Австрии
Так что тут ничего лично, и даже никакой экологии, это просто борьба за деньги и ресурсы. Сразу после выборов глава Сербии Вучич заявлял, что решение о прекращении сотрудничества с Rio Tinto по проекту Jadar, принятое правительством страны во главе с Премьер-министром Аны Брнабич в январе, было неверным и не отвечающим интересам страны. И судя по всему, совместные с Rio Tinto проекты могут быть реанимированы в ближайшее время.
В руководстве Rio Tinto заявили, что готовы возобновить переговоры с правительством Сербии, и продолжить работы по проекту Jadar, оцениваемого как минимум в 2,4 млрд.$. Напомню, что совсем недавно концерн Stelantis подписал инвестиционное соглашение с правительством Сербии, по которому в республике будет создано электромобильное производство бренда Fiat. До этого японская компания Nidec начала строительство завода электромоторов для электромобилей. Ну а если всё-таки вопрос о добычи и переработки лития в Сербии будет положительно решён, то можно ожидать, что сюда придёт кто-то из крупных производителей аккумуляторов со своим заводом. То есть по итогу Сербия будет иметь на своей территории полный комплект электромобильных компетенций.
Австралийская компания заявляет, что сербского лития хватит чтобы удовлетворить ~90% потребностей лития европейскими автопроизводителями. А проект Jadar называют самым идеальным и безупречным с точки зрения экологии, а также по социальным и управленческим характеристикам. Если проект всё же будет реанимирован, то первые товарные партии лития должны будут быть добыты примерно в 2027 году. Ежегодный объём добычи оценивается примерно в 58 000 тонн только одного карбоната лития.
Итак, впереди много интересно нас ждёт в Сербии. Но вот вопрос — насколько инновационное развитие будет кому-либо интересно, если европейские политики всё чаще говорят языком танком и гаубиц?!
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!