Сегодня, когда отмечается Международный день гражданской авиации, поговорим о безэмиссионном будущем авиации. На днях европейская самолётостроительная корпорация Airbus рассказала о том, каким она видит свои будущие самолёты. Сейчас, когда вопросы экологии как никогда раньше злободневны, и все сегменты мировой транспортной отрасли проходят процесс своей трансформации на пути к декарбонизированному будущему, одной из главных тем становится создание экологически безопасных самолётов. Каждый день в мире, по крайней мере, до начала кризиса этого года, в рейс отправлялись около 50 000 самолётов. В год получалось примерно 20 млн. рейсов, пассажирских и грузовых самолётов. И конечно они были одними из самых крупных поставщиков загрязнения атмосферы, сжигая в своих двигателях миллионы тонн авиационного керосина. Только в 2019 году авиация выбросила в атмосферу более 1 миллиарда метрических тонн двуокиси углерода.
Ту-155 — назад в будущее
Ещё в 80-е годы прошлого века в СССР разрабатывался проект криогенной авиации. Это был экспериментальный самолёт #кб туполева Ту-155, созданный на базе серийного пассажирского лайнера Ту-154. Проект создавался под началом Александра Сергеевича Шенгардта, который пришёл в ОКБ А.Н. Туполева в 1948 году молодым специалистом из Московского авиационного технологического института (МАТИ имени К.Э. Циолковского), и прошёл путь от инженера-конструктора до главного конструктора бюро, заступив на эту должность в 1975 году.
На его счету много проектов туполевских самолётов, в том числе легендарные Ту-134 и Ту-154. Так что надо понимать, что к созданию советского водородного самолёта приступали опытнейшие конструкторы, с десятилетиями успешной работы за плечами, целым списком моделей, поставленных на крыло, и тысячами серийных самолётов.
Советский водородный самолёт Ту-155
Водородный Ту-155 был оснащён двумя турбовентиляторными двигателями «НК-8-2» общей тягой в 21 тонну и турбореактивным «НК-88», работающим на водороде. Резервуар жидкого водорода объёмом 20 м³ мог позволить самолёту пролететь до 3000 км, при максимальной скорости около 1000 км/ч, и «потолке» до 12 км. А дальше самое главное. Первый полёт Ту-155 состоялся весной 1988 года. Потом он ещё более 100 раз поднимался в воздух, установив при этом 14 мировых рекордов. Но время было против него. Шёл процесс деструктуризации и развала СССР, и проект водородного самолёта, сначала был трансформирован по СПГ, а потом и вовсе «положен в долгий ящик». И если сейчас тема отказа от использования в транспорте ископаемого топлива в России не очень популярна, то в Европе, беря в пример советский проект, Airbus со всей серьёзностью, необходимым финансированием и обладаем современными технологиями, приступил к созданию серии водородотопливных самолётов.
Водородные Airbus, как наследники проекта Ту-155
Airbus, руководствуясь европейской экологической политикой, делает ставку на водород как топливо для своих будущих самолётов. Компания этими разработками занимается уже на протяжении пяти лет, и сейчас они выходят на стадию создания работоспособного прототипа, не загрязняющего воздух планеты. Работы в Airbus идут по двум направлениям, это создание турбореактивного двухконтурного двигателя, в котором идёт процесс сжигания водорода, а так же схема классических водородных топливных элементов, которые вырабатывают электроэнергию для электрических импеллеров, либо обычных винтовых, но электродвигателей.
проекты будущих водородных самолётов Airbus — рендеры Airbus
Матье Томас, ведущий архитектор ZEROe Aircraft, «Единственный способ определить, какая водородная технология лучше всего подходит для использования в качестве топлива для нашего концептуального самолета ZEROe, — это испытывать, тестировать, и ещё раз испытывать. Мы с нетерпением ждём возможности поделиться более подробной информацией о захватывающем межотраслевом партнёрстве в области сжигания водорода».
Межотраслевое партнёрство здесь ключевая фраза. Просто силами одних классических самолётостроителей такую технологию сделать работоспособной не получится, и сами айрбасовцы об этом говорят прямом. Они подчёркивают, что одной из главных задач, на пути создания водородного самолёта, является обеспечение надёжного хранения на борту самолёта требуемого объёма водорода. Резервуары должны быть одновременно лёгкими, прочными, герметичными, и хорошо теплоизолированы. И это практически космические технологии. Поэтому к реализации проекта подключены специалисты из инженерного подразделения Airbus Defence and Space. Именно они помогают создать криогенные резервуары с соответствующими характеристиками.
Ренато Беллароса, руководитель отдела силовых установок и резервуаров Airbus Defense and Space, «Космическая промышленность десятилетиями использовала резервуары высокого давления для хранения жидкого ракетного топлива, необходимого для освоения космоса. Таким образом, у нас есть большой опыт в области создания объёмов, устойчивых к повреждениям. У нас есть передовые производственные технологии, испытанные многократно, которые являются ключевыми для разработки резервуаров для хранения жидкого водорода для будущих силовых установок самолётов. Подобное межотраслевое сотрудничество приблизит нас к запуску самолета с водородным двигателем в небо в течение следующего десятилетия».
В Airbus SE отводят пять лет на то чтобы создать, и поднять в небо коммерчески жизнеспособных самолёт, использующий в качестве топлива водород. Этот проект пользуется всеобъемлющей поддержкой правительств Франции, Испании, Германии. Это титаническая работа, которая в итоге приведёт к переустройству всей мировой авиационной отрасли. Это можно сравнить только с тем, что сделал Илон Маск, сделав Tesla ведущей автомобильной компанией в мире, и теперь все старые автомобилестроители перестраивают свои стратегии и производства под электромобили. То же произойдёт и с авиацией. Для большой авиации водород это естественный этап в эволюции, после керосина. Его можно либо сжигать напрямую, либо использовать в топливных элементах. Большая часть требуемого водорода будет производиться путём электролиза на оффшорных ветроэлектростанциях, либо на АЭС. Водород так же можно получать путём разложения природного газа, но это не очень экологичная технология, и перспективы её под вопросом. То, что водород станет одним из важнейших элементов декарбонизированного будущего говорят так же в руководстве Великобритании, и Китая, да и Россия может получить от этого дивиденды в будущем.
Что до литиевых батарей в авиации, то, скорее всего, они станут уделом малой авиации.
Гленн Ллевеллин, инженер Airbus по запуску космических аппаратов, «Водород — наиболее многообещающий вид энергии, который позволяет нам использовать возобновляемые источники энергии в самолётах. Технология аккумуляторных батарей не развивается пока темпами, необходимыми для достижения наших целей».
Первый самолет Airbus на водороде сможет начать перевозить пассажиров в 2035 году. Подобные разработки идут так же в Boeing.
Так же напомню, что в малой авиации проект самолёта, работающего от водородных топливных элементов, реализовал в Калифорнии наш бывший соотечественник Вал Мифтахов, создавший стартап ZeroAvia.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!