Строительство подводных энергомостов, связывающих электростанции возобновляемой генерации и потребителей за сотни и тысячи километров, сейчас становится одним из самых привлекательных направлений в энергетике. Такие проекты позволят странам-потребителям в значительной степени диверсифицировать свой энергобаланс, ускоряя процессы по его декарбонизации.
В советское время в нашей стране была построена разветвлённая сеть ЛЭП, которая передавала электроэнергию на большие расстояния, от гигантских ГЭС, а также АЭС и ТЭС к городам и промышленным объектам.
Эта была единая энергосистема, где генерация и потребление развивались синхронно. Сейчас нечто похожее на единую энергосистему создают в разных частях земного шара, особенно в Европе, и мейнсримным направлением в этой области стали подводные энергомосты.
Энергомосты, связывающие Великобританию с остальным миром
Великобритания, как и другие многие страны, на Всемирной климатической конференции в Глазго COP26 подтвердила свою приверженность политики декарбонизации, в частности к 2040 году в стране все автомобили будут на электрической тяге. И чтобы «углеродный след» электромобилей также свести к нулю для этого требуется постепенная декарбонизация энергобаланса. Реализации этой политики, в том числе содействует строительство подводных энергомостов, по которым на основное государство подаётся электроэнергия от электростанций возобновляемой генерации за десятки, сотни, а порой и тысячи километров.
В настоящее время к Великобритании протянуты и действуют 5 энергомостов, среди которых:
- HVDC Cross-Channel из Франции — 73 км — 2000 МВт — 1986 г.
- BritNed из Нидерланды — 260 км — 1000 МВт — 2011 г.
- Nemo Link из Бельгии — 140 км — 1000 МВт — 2019 г.
- North Sea Link из Норвегии — 720 км — 1400 МВт — 2021 г.
И ещё четыре проекта в разной степени готовности к строительству. Об одном из них сейчас и пойдёт речь.
Африканско-британский энергомост Xlinks
Британская компания Xlinks приступила к реализации одноимённого проекта по постройке подводного энергомоста длиной 3800 км. 4 кабеля по 3800 км должны соединить солнечные и ветроэлектростанции в Марокко с Великобританией. Планируемая мощность энергомоста (HVDC) ~3,6 ГВт. Проект оценивается примерно в 24,1 млрд.$. Технико-экономическое обоснование для подтверждения надёжности и стоимости проекта уже завершено. При реализации проект даст ~8% необходимой Великобритании электроэнергии, что означает примерно обеспечению энергией 7 млн. домовладений.
На марокканской стороне, откуда будет начинаться энергомост, будут находиться станции, которые преобразуют переменный ток высокого напряжения (HVAC) на постоянный ток высокого напряжения (HVDC). Эта схема позволяет минимизировать потери электроэнергии, идущей по столь длинному кабелю. В принципе, это основная схема работы практически всех современных подводных кабельных соединений.
Как уже говорилось выше, электроэнергия будет вырабатываться в Марокко на солнечных и ветряных электростанциях, расположенных в пустынных районах страны. Площадь этих ВИЭ электростанций составит ~1500 квадратных километров.
Также в состав системы войдёт аккумуляторный буферный накопитель энергии (СНЭ) мощностью 20 ГВт.
Большое внимание уделяется экологичности самого проекта. Кабели будут пролагаться по мелководному маршруту, вдоль африканского и европейского побережья. При этом кабель будет не просто продолен, а закопан в грунт. Что, кстати, делается и в других подобных проектах. Так что кабель не будет никак мешать рыболовству. Глубина прокладки кабеля на большей части маршрута составит от 100-250 метров, но на некоторых участках глубина дойдёт до приблизительно 700 метров.
Помимо всего прочего, реализация данного проекта создаст на обеих сторонах энергомоста примерно по 2000 новых постоянных рабочих мест.
Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!